Пс. 41:8; Мк. 4:5, 6; Ис. 39:1-6; 2 Кор. 12:1-4; Деян. 5:1-5
В Пс. 41:8 сказано: «Бездна бездну призывает». Только призыв из глубин может вызвать ответ из глубин. Ничто поверхностное не может затронуть глубин, ничто мелкое не может затронуть внутренних частей. Глубина откликнется только на глубину.
Всё, что рождается не из глубин, не способно коснуться глубин. Люди глубоко откликнутся лишь на то, что рождается в глубинах вашего существа. Когда мы приходим куда-то и слушаем сообщение, нас затрагивает только то, что вышло из глубины говорящего. Если из глубин ничего не выходит, то и полученная нами помощь окажется поверхностной. Нам нужно увидеть важность глубины. Если что-то исходит не из глубины, оно не может достичь глубин в других людях. Если мы никогда не получали помощи или пользы в своих глубинах, мы никогда не сможем дать ничего исходящего из глубин. Если мы хотим оказать другим людям духовную помощь, нечто должно подняться из наших глубин. Если мы копаем неглубоко, мы никогда никого не обретём. Наше говорение должно подниматься из глубин, в противном случае мы не затронем глубин других людей, даже если нам удастся завладеть их мыслями и чувствами, заставить их плакать или смеяться. Только бездна призывает бездну. Поверхностные выражения не коснутся глубин людей.ГЛУБОКИЕ КОРНИ
Один принцип проповедования и принятия слова показан в притче Господа о сеятеле. Когда сеятель сеял, некоторые семена упали у дороги, некоторые — на каменистое место, некоторые — в терновник, а некоторые — в хорошую землю. Здесь показаны четыре разных варианта того, как человек принимает слово. Господь Иисус говорит, что одним из четырёх возможных состояний является каменистое место. Когда семя падает на такую землю, оно быстро всходит, но как только всходит солнце, оно засыхает, так как не имеет корня.
Что такое корень? Это то, что растёт под землёй. Что такое листья? Это то, что растёт над землёй. Другими словами, корень — это скрытая жизнь, а листья — открытая жизнь. Беда многих христиан в том, что при обилии внешней жизни у них очень мало тайной жизни. Другими словами, есть недостаток скрытой жизни. Вы христианин уже многие годы, не так ли? Тогда позвольте мне спросить: «Какая часть вашей жизни скрыта от взгляда? Какая её часть неизвестна другим?» Вы подчёркиваете внешние дела. Да, добрые дела важны; но помимо этого открытого выражения вашей жизни, какая часть вашей жизни остаётся скрытой? Если вся ваша духовная жизнь открыта, то у вас нет корня. Можно ли сказать о вас, что все ваши добродетели перед Богом открыты человеку, или всё-таки у вас есть что-то ещё, что человеку неизвестно? Если все ваши переживания открыты, то весь ваш рост — это рост вверх, у вас нет роста вглубь. В этом случае вы человек, у которого есть только листья без корня, земля под вами неглубока.
С одной стороны, в христианской жизни нам важно узнать значение Тела Христова; нам нужно научиться жить жизнью Тела. С другой стороны, необходимо понимать, что жизнь, данная Господом каждому члену Своего Тела, совершенно индивидуальна. Меру, данную Им лично вам, нужно охранять, иначе она потеряет свой особый характер и не принесёт никакой пользы Богу. Если обнажить то, что было дано именно вам, оно увянет.
Беседа Господа Иисуса на горе удивительна. С одной стороны, Он сказал: «Вы свет мира. Невозможно, чтобы город, расположенный на горе, был скрыт» (Мф. 5:14). Это нечто открытое. С другой стороны, Он сказал: «Ты, когда подаёшь милостыню, — пусть твоя левая рука не знает, что делает правая, чтобы твоя милостыня была втайне… А ты, когда молишься, войди в свою внутреннюю комнату и, заперев дверь, помолись твоему Отцу, который втайне» (Мф. 6:3-4, 6). С одной стороны, если вы христианин, вы должны открыто выйти и заявить всем об этом; с другой стороны, есть такие христианские добродетели, которые нужно охранять от всеобщего обозрения. Христианин, который выставляет напоказ все свои добродетели, неглубок, и, так как у него нет корня, он не сможет выстоять в день испытания и искушения.
Мы являемся детьми Господними уже много лет; пусть Господь откроет наши глаза и покажет нам, какие из наших переживаний остаются скрытыми от всеобщего обозрения. Что у нас останется, если всё, о чём узнали люди, будет забрано у нас? Пусть Бог так поработает в нас, чтобы мы пустили глубокие корни.
ГЛУБОКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Обращаясь к коринфянам, Павел написал: «Хвалиться нужно, хотя, конечно, не выгодно» (2 Кор. 12:1). Он признавал, что ему «не выгодно» говорить о том, что он описал в 12-й главе Первого послания к коринфянам. Но ради других он вынужден сделать это; он обязан говорить о «видениях и откровениях Господних». Братья и сёстры, таким же должно быть и наше отношение. Многие из нас не способны выдержать испытания видениями и откровениями; как только у нас появляется небольшое переживание, мы трубим в трубу, и все сразу узнают об этом. Павел знал, что ему не выгодно упоминать Господни видения и откровения. Почему же он тогда упомянул их? Он был вынужден сделать это, потому что некоторые сомневались в его апостольстве, а также потому, что у них возникли проблемы, затрагивавшие основание христианской веры.
Раскрыл ли Павел содержание всех своих откровений? Вовсе нет. Он написал так: «Я знаю человека [которым был он сам] в Христе: четырнадцать лет тому назад (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю; Бог знает) такой человек был унесён на третье небо» (ст. 2). Он обнародовал свои переживания лишь спустя четырнадцать лет. Какая глубина была в Павле! Если мы сможем скрывать нечто полученное от Бога семь лет, это будет чудо! Но Павел ждал четырнадцать лет, прежде чем обнародовать свои переживания; на протяжении четырнадцати лет Божья церковь ничего не знала об этом; за четырнадцать лет ни один апостол не слышал об этом переживании. Корни Павла уходили глубоко в почву.
Некоторые сказали бы: «Павел, расскажи поподробнее о том переживании, что было у тебя четырнадцать лет назад; расскажи нам ещё о своём переживании на третьем небе. Нам будет очень полезно услышать об этом». Но Павел сказал: «И знаю такого человека (в теле ли, вне ли тела — не знаю; Бог знает), что он был унесён в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку не позволено говорить» (ст. 3-4). До сего дня это переживание Павла не лишилось корней; до сих пор никто ничего не знает о нём.
Братья и сёстры, вопрос о корнях очень важен. Если вы хотите получить такую же работу, как у Павла, вам необходим «корень», как у него; если вы хотите иметь внешнее поведение, как у Павла, вам необходима внутренняя жизнь, как у него; если вы хотите иметь проявленную силу Павла, вам необходимы тайные переживания, как у него. Беда современных христиан в том, что они ни одного духовного переживания не могут сохранить в тайне. Как только у них появляется какое-то небольшое переживание, они должны обязательно раструбить о нём повсюду. Им нужно обязательно жить в центре внимания, у них нет ничего скрытого. Они лишены всякого корня. Пусть Бог покажет нам переживание Павла, и пусть Он приведёт нас к глубокому укоренению!
ПОВЕРХНОСТНАЯ ЖИЗНЬ
В 39-й главе Книги пророка Исайи говорится, что, когда известие о болезни и выздоровлении Эзекии достигло двора Вавилонского царя, к Эзекии были отправлены посланники с письмами и подарками. Эзекия получил Божью благодать, но он не выдержал испытания благодатью. Божье Слово говорит: «И обрадовался посланным Эзекия, и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом и всё, что находилось в сокровищницах его» (ст. 2). Эзекия не смог преодолеть искушения показать всё. Он был только что чудесным образом исцелён и, несомненно, был большого мнения о себе, считая, что лишь у не многих людей на земле было такое замечательное переживание, как у него. В конце концов, скольким людям давал Бог такое чудесное знамение при исцелении, как ему, когда Он возвратил назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым (Ис. 38:8)? Не в силах сдержать восторга Эзекия показал все свои сокровища. Это означает, что он не претерпел воздействия креста. Его природная жизнь не испытала Божьей работы. Несомненно, все его корни были обнажены. Вавилонянам стало известно всё, что Эзекия знал и чем он обладал. Именно по причине этого показа Исайя сказал ему: «Выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и всё, что есть в доме твоём и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь» (39:5-6). Насколько мы выставляем что-то напоказ, настолько мы и теряем это. Какую часть своей жизни мы открываем для всеобщего обозрения, такую часть мы и утратим. Это очень серьёзно, и нужно глубоко задуматься над этим.
Как прискорбно, что столь многие не могут удержаться и не выставить напоказ свои переживания! Возможность что-то рассказать — вот главное удовольствие для их сердца. Они похожи на Эзекию, раскрывшего людям свои сокровища. Один брат как-то раз сказал: «Многие братья болеют, а когда выздоравливают, то выступают со свидетельствами. Я бы тоже хотел заболеть, только не смертельно, чтобы Бог исцелил меня; тогда мне будет что сказать на следующем собрании». Что двигало этим братом? Желание выступить со свидетельством. Он искал переживания, чтобы было о чём поговорить. О! Такая поверхностная жизнь наносит нам огромный урон. Она исключает всякую возможность духовного развития.
СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ БЕЗ ВЫСТАВЛЕНИЯ НАПОКАЗ
Означает ли это, что нам не следует свидетельствовать? Нет, мы должны делать это. Это делал Павел, а также множество Божьих детей из поколения в поколение. Но свидетельствовать — одно, а находить удовольствие в выставлении напоказ своих переживаний — совсем другое. Какова цель нашего свидетельства? В том, чтобы помогать другим, или в том, чтобы самим получать удовольствие от разговора? Обожать собственный голос и желать помочь другим — совершенно разные вещи. Мы свидетельствуем, потому что существует проблема, и мы вынуждены говорить об этом. Свидетельство — это не светская беседа за ужином. Часто, когда мы сплетничаем, духовное богатство вытекает. Мы должны свидетельствовать, когда Господь ведёт нас к этому, потому что мы хотим оказать людям помощь. В 12-й главе Второго послания к коринфянам Павел свидетельствовал, но за четырнадцать лет до этого он не стал ничего легкомысленно раскрывать. Даже когда он рассказывал об этом переживании, он не стал раскрывать всего. Он лишь упомянул это переживание; он не стал вдаваться в подробности. Он лишь упомянул тот факт, что он получил откровение и услышал неизреченные слова. Он не стал пересказывать услышанные слова другим. И по сей день третье небо остаётся тайной, и мы до сих пор не знаем, что это такое.
Братья и сёстры, что собой представляют наши сокровища? Что такое наше золото, серебро, ароматы, драгоценные масти и драгоценности? Что такое наш оружейный дом? Помните, что золото — это всё относящееся к Богу, а серебро — это всё связанное с искуплением креста. Ароматы — это результаты наших ран, драгоценности — это то, что связано с царством, а оружейный дом — это Господня работа, полученная нами от Бога и от Господа. Всё это не имеет ничего общего с доктринами, библейскими учениями или богословием. Всё это мы приобрели через наше общение с Господом. Когда мы общаемся с Богом и испытываем Его воздействие, мы многим обогащаемся. Нельзя легкомысленно рассказывать обо всём этом. Это не означает, что нам нельзя свидетельствовать. Но нужно понимать: многие переживания должны оставаться скрытыми. Братья и сёстры, это важнейший вопрос в христианской жизни. Многие духовные переживания должны оставаться скрытыми и не выставляться напоказ.
Господь Иисус иногда свидетельствовал, но Он не был болтлив. Одно дело — свидетельствовать, а другое дело — быть болтливым. Он исцелил больного и настаивал на том, чтобы весть об этом исцелении сохранялась в тайне. В Евангелии от Марка это повеление повторяется несколько раз. Но один раз Он сказал человеку: «Иди к себе домой, к своим, и сообщи им о том, как много сделал для тебя Господь и как Он смиловался над тобой» (5:19). Можно рассказывать о том, как много сделал для нас Господь, но нельзя распространяться об этом как о новостях; в противном случае мы лишь показываем, что мы лишены корней. Быть без корня — значит быть без сокровища, быть без скрытой жизни и скрытых переживаний. Какие-то наши переживания должны оставаться скрытыми; открыть всё — значит потерять всё.
И не забывайте, что если выставить напоказ всё своё сокровище, то не избежать плена. Вслед за выставлением напоказ идут смерть и духовная сухость. Даже если мы вынуждены свидетельствовать, мы должны быть подобны Павлу, который хвалился из необходимости, хотя это было, «конечно, не выгодно» ему (2 Кор. 12:1). Часто нападки Сатаны обрушиваются на человека как раз в такой момент, когда тот выставляет всё напоказ. Любое выставление напоказ приводит к утрате. Многие исцеляются от своих болезней и затем свидетельствуют во славу Божью. Однако многие свидетельства об исцелении воздают славу не Богу, а вере самого человека. В результате болезнь возвращается. Засвидетельствовав один раз, такие люди обнаруживают, что они подвергаются тем же самым нападкам. Отсюда следует, что Бог прячет тех, кто прячет свои корни, и Бог не защищает тех, кто обнажает свои корни; такие люди будут открыты для нападок. Если Бог хочет, чтобы мы выступили со свидетельством, то нам ничего не остаётся, как сделать это. Но есть много вещей, которые должны оставаться скрытыми. Бог защищает то, что мы прячем перед Ним, и мы можем наслаждаться этим.
То же самое относится к нашей работе. Своей благодатью и милостью Бог совершает нечто через нас, но помните, что совершённое Им не является предметом рекламы или пропаганды. Обнажив Божью работу, мы увидим, что тем самым мы немедленно навлекли на неё прикосновение смерти. И потеря будет соответствовать тому, насколько мы открыли результаты Его работы. Как только Давид исчислил народ Израиля, пришла смерть (2 Цар. 24). Пусть Бог избавит нас от такого выставления напоказ.
Нашу тайную историю с Господом нужно беречь. Мы можем делать какой-либо шаг, только когда такое указание даёт Сам Бог. Если Он изнутри побуждает нас раскрыть что-то, то мы можем сделать это. Если Он хочет, чтобы мы поделились каким-то переживанием с братом, мы не осмеливаемся ослушаться, в противном случае это — нарушение закона членов Тела Христова. Один из законов членов Тела Христова — это общение. Если мы пренебрегаем этим законом, течение останавливается. Наш настрой должен быть положительным, а не отрицательным, и мы должны всегда преподносить другим жизнь. Но если мы целый день поглощены своими переживаниями и говорим о них с утра до вечера, то тем самым мы открываем себя для нападок врага. Я надеюсь, мы поймём, что такое Тело Христово и что такое течение жизни между его членами. Но я также надеюсь, что мы научимся оберегать то тайное, что у нас есть перед Господом, переживания, которые неизвестны людям. Обнажать корень нельзя.
По мере того как наши корни уходят всё дальше вглубь, мы обнаруживаем, что «бездна бездну призывает». Когда мы научимся извлекать богатство из глубин своей внутренней жизни, мы обнаружим, что это оказывает огромное влияние на жизнь других людей. Как только наше внутреннее существо будет затронуто, другие люди получат жизнь и озарение. Они познают, что есть нечто выходящее за рамки их знания. Когда бездна касается бездны, бездна отвечает бездне. Если в нашей жизни нет глубины, бездны, то наша поверхностная работа будет затрагивать жизнь других лишь поверхностно. Мы повторяем ещё раз: только «бездна бездну призывает».
Вочман Ни