1. Первоначальное сотворение Божье — 1:1
а. Мотив
Согласно Посланию к Ефесянам 1:5 и 9, мотивом первоначального сотворения Божьего были Его желание и благоволение. Бог осуществил первоначальное сотворение, чтобы исполнить Свое желание и удовлетворить Свое благоволение. Он желал и любил творить; поэтому Он сделал это, чтобы угодить Себе.
б. Замысел
Существуют два аспекта замысла Божьего в Его сотворении. Во-первых, замысел Божий в Его сотворении состоит в том, чтобы прославить Сына Божьего (Кол. 1:15-19). Хотя мы не находим выражения «Сын Божий» и имени Христа в Книге Бытия 1 и 2, из Послания к Римлянам 5:14 мы узнаем, что Адам был прообразом Христа. Адам, сотворенный по образу Бога, был прообразом Христа. В Адаме мы можем видеть что-то от Христа. Замысел Божий в Его сотворении — прославить Своего Сына Иисуса Христа.
Во-вторых, сотворение являет Самого Бога. По небесам и земле мы можем понять что-то о Боге, а по человеку можем увидеть что-то от Бога. Бог проявлен в человеке, особенно через Своего Сына, Христа. Христос — воплощение Божье (Кол. 2:9). Когда Христос прославляется в человеке среди творения Бога, Бог также проявлен.
Почему Бог сотворил небеса? Каков был Его замысел? Если мы как следует будем читать Библию, то сможем увидеть, что небеса предназначены для земли. Даже ученые могут доказать это. Очень многое с небес предназначено для земли: солнечный свет, вода и пространство — все для земли. Тогда для чего земля? Согласно Библии земля — для человека. В Книге пророка Захарии 12:1 говорится, что Бог распростер небо, положил основание земли и образовал дух человека. Небеса — для земли, земля — для человека, а человек для Бога. Бог сотворил человека как совокупное целое для содержания Себя, выражения Себя и прославления Себя.
в. Основание
Основание сотворения — Божьи воля и план (Еф. 1:10). В Откровении 4:11 ясно сказано, что все было сотворено по воле Божьей. У Бога есть воля, и в соответствии с этой волей Он задумал Свой план. Он сотворил все в соответствии с этой волей и планом
г. Средство
Средством сотворения Божьего был Сын Божий (Кол. 1:15-16; Евр. 1:2Б) и Слово Божье (Евр. 11:3; Ин. 1:1-3). В Библии ясно говорится, что Бог сотворил небеса и землю Христом как Сыном Божьим и Словом Божьим. Сын Божий и Слово Божье едины.
В Послании к Евреям 1:3 говорится, что Христос удерживает все словом силы Своей, а в Послании к Колоссянам 1:17 говорится, что все существует во Христе. На первый взгляд земля висит ни на чем, но в действительности она удерживается Христом. Если бы только одна из планет начала двигаться неверно, произошло бы большое столкновение. Но Господь удерживает все. Аллилуйя!
д. Процесс
В Книге Иова 38:4-7 раскрыт процесс сотворения Божьего. Небеса со всеми воинствами и ангелами были сотворены первыми. Земля, вероятно с какими-то живыми существами, была сотворена второй. Мы говорим «вероятно», потому что нет ясного высказывания по этому поводу. Некоторые части Слова дают нам предположение. В Книге Иова 38:4-7 говорится, что когда Бог полагал основание земли, там уже были звезды и ангелы (сыны Божьи). Это доказывает, что небеса со всеми звездами и ангелами были сотворены первыми и что земля была сотворена второй.
1) В начале
Теперь мы приходим к первому стиху первой главы: «В начале...» В Библии эти слова «В начале» используются двумя способами: в первый раз в Бытии 1:1 и во второй раз — в Евангелии от Иоанна 1:1. Начало, упомянутое в Евангелии от Иоанна, было раньше, чем начало, упомянутое в Бытии. Начало, упомянутое Иоанном, было началом в вечности, началом без какого-либо начала. Начало, показанное в Бытии 1, было началом времени, которое началось с сотворения Божьего. В Евангелии от Иоанна говорится о вечности, в Бытии — о времени.
2) Бог сотворил
В этом начале Бог сотворил. Очень интересно заметить, что в этом предложении подлежащее «Бог» стоит во множественном числе, а сказуемое «сотворил» — в единственном. Означает ли это, что есть несколько Богов? Несомненно, это небольшое семя Троицы. Бог один, но Он триедин. В той же главе (ст. 26) Он называет Себя «мы»: «Сотворим человека». Бог один, но глагол «сотворим» стоит во множественном числе. Мы не можем этого объяснить. Бог один и все же триедин. Триединый Бог пришел творить.
В Бытии 1 и 2 в отношении сотворения и повторного сотворения Божьего используются три разных глагола: сотворил, создавал и образовывал. Сотворить — значит из ничего сделать что-то. Только Бог может творить. Мы не можем творить. Мы можем только создавать. Создавать означает брать что-то, что уже существует, и затем использовать его для производства чего-то еще. В первый день Бог не сотворил свет, и на третий день Он не сотворил землю, потому что уже был свет, а земля была погребена под глубокими водами. В первый день Бог не сотворил, но Он повелел: «Да будет свет», — и был свет. На третий день Бог повелел погребенной земле выйти из вод смерти. То был акт не сотворения, а создания. Затем Бог создал человеку физическое тело. То было образование. Бог образовал человека из праха.
Сотворение Божье находится в стихе 1, а повторное сотворение Божье начинается в стихе 3. Не говорится, что Бог создал небо, не говорится также, что Бог образовал землю. Говорится, что Бог сотворил небеса и землю.
3) Сотворение доказывает существование Бога
Сотворение провозглашает славу Божью, доказывая, что Бог есть. Небеса провозглашают славу Божью, и о делах Его рук вещает твердь, пространство (Пс. 18:2). Хотя божественная сила Божья и Божество невидимы, человек может понять их по тому, что было создано. Человек может понять и не имеет оправданий (Рим. 1:20). Посмотрите на творение. Как можем мы сказать, что Бога нет!
Жизнеизучение Книги Бытия, гл.1