В Новом Завете всего четыре раза используется существительное δεκάτη (десятина) — все четыре раза это слово использовано в 7 главе послания к евреям и не в форме заповеди для христиан, а в форме рассказа о том, что произошло между Авраамом и Мелхиседеком. Причем явно доказывается преимущество Нового Завета перед Ветхим и их нетождественность.
Кроме этого в Новом Завете еще 4 раза встречается глагол ἀποδεκατόω (давать десятину), который буквально можно перевести, как «отдесятить». :)
Причем один раз этот глагол встречается в той же седьмой главе послания к евреям. Один раз в притче о фарисее и мытаре, где гордый фарисей хвалится перед Богом тем, что отдает десятину (Лук.18:12). И два раза этот глагол встречается в Господнем проклятии фарисеям и книжникам:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Матф.23:23)
Сторонники перенесения ветхозаветной заповеди о десятине в церковь часто говорят, что Господь якобы тут не отменяет десятину, а говорит, что надо было и десятину платить и не оставлять суд, милость, веру и любовь Божью.
Но в том-то и дело, что Господь употребляет прошедшее время: «сие надлежало делать». Не «надлежит»! Это осталось в прошлом.
Всякий трезвомыслящий христианин понимает одно железное герменевтическое правило, касающееся ветхозаветных постановлений: Ветхий Завет — это Слово Божье для нас, но более не заповедь для нас!
Некоторые заповеди Ветхого Завета обновлены в Новом, но среди них нет заповеди о десятине.
Новый Завет нигде не требует, чтобы христиане приносили Богу десять процентов своих доходов! Более того, такое законническое требование совершенно противоречит духу Нового Завета.
В Новом Завете существует учение о пожертвованиях, из которых складывается церковный бюджет, необходимый для оплаты труда служителей и осуществления благотворительной деятельности. Но нигде не регламентируется размер пожертвований.
«Десятина» — это понятие устаревшее и из церковного лексикона должно быть изъято. Учение о жертвенности — вот настоящее библейское учение. И не всегда наградой за эту жертвенность будет земное благосостояние, но всегда — Божье благословение на Небесах!
Христос хвалит бедную вдову за то, что она пожертвовала Богу 100% своего ежедневного дохода.
Кроме того, процесс сбора пожертвований описан Павлом в тексте:
«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:2).
1. Жертвенность.
2. Оно должно быть регулярным и последовательным:
«В первый день недели»
3. Оно должно быть личным и индивидуальным:
«пусть каждый»
4. Оно должно быть систематическим и спланированным :
«отлагает и сберегает»
5. Оно должно быть пропорционально вашему благополучию:
«сколько позволит ему состояние».
Ветхий Завет — это источник образов для нас (1Кор.10:11).
Десятина — это приблизительный ориентир нашего размера пожертвований, но ни в коем случае не закон.
Ну и еще несколько принципов:
6. Добровольность и душевный комфорт жертвующего.
Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. (2Кор.9:7)
7. Использование на доброе дело (2-е Кор. 9:6-11)
На что Новый Завет учит нас тратить свои деньги?
(Сколько процентов отделить на каждое дело? - Этой цифры в Новом Завете нет)
· Финансовое попечение о родителях и о семье. (1 Тим. 5:3,4,8)
· Поддержка тех служителей, которые непосредственно служат нам. (Гал. 6:6, 1 Кор. 9:9-14)
· Поддержка нуждающихся братьев и сестер (Гал. 6:10, Иаков 2:15,16)
· Любое служение, выполняющее хорошее библейское дело для Бога (2 Кор. 8:1-6, 1 Тим. 6:18,19)
Ясно, что десяти процентов тут не хватит. Поэтому Новый Завет говорит нам о том, чтобы мы рассматривали свои деньги, как принадлежащие Господу на 100% — все Господне! Но Он же дает нам мудрости как правильно пользоваться этим богатством, чтобы «в Бога богатеть».
Подготовил Кристиан Рей.