Детям от 12 до 18 лет предложили провести восемь часов наедине с самими собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).
При этом подросткам запрещалось общаться с кем-либо, включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т. п.
Автор эксперимента хотела доказать собственную гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы с собственным внутренним миром.
По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать свое состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
Неприятные результаты
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто.
Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ – одна девочка и два мальчика.
У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы – тошнота, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества. Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этических соображений, психолог не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
– готовили еду, ели;
– читали или пытались читать;
– делали какие-то школьные задания (эксперимент шел во время каникул, но от отчаяния многие схватились за учебники);
– смотрели в окно или бродили по квартире;
– вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши – не в счет);
– складывали головоломки или конструктор «Лего»;
– рисовали или пытались рисовать;
– мылись;
– убирались в комнате или квартире;
– играли с собакой или кошкой;
– занимались на тренажерах или делали гимнастику;
– записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
– играли на гитаре, пианино (один – на флейте);
– трое писали стихи или прозу;
– один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
– одна девочка вышивала по канве;
– один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
– один юноша прошел Петербург из конца в конец (порядка 25 км);
– одна девочка отправилась в Музей политической истории и еще один мальчик – в зоопарк;
– одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники. Все страхи и симптомы исчезли после прекращения эксперимента. 63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось довести его до конца.
От «зависимости» до «ломки»
При анализе происходившего с ними 51 человек употребил словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены тем мыслям, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния. Один из двух мальчиков, успешно завершивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но, когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался в нем и добровольно согласился участвовать.