На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЭСХАТОЛОГИЯ - УЧЕНИЕ О ПОСЛЕДНЕМ ВРЕМЕНИ Автор Павел Таранов

Библия начинается словами: «В начале со­творил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), и она за­канчивается описанием нового неба и новой земли (Откр. 21:1-2). Между этими событиями разыг­рывается история человечества и история спасе­ния. Параллельно этому происходят события, с помощью которых шаг за шагом раскрывается воля Бога, Его планы и решения.

Какой бы не­разрешимой и безнадежной ни казалась ситуа­ция, в конце концов Бог одерживает триумфаль­ную победу.

Поскольку мышление Библии линейно и не циклично, то оно считается с историческими событиями, ве­дущими историю вперед. Бог есть Бог истории, и Он направляет, ведет и постоянно вмешивает­ся в ход истории. Он пророчески говорит о гря­дущих событиях. Для того чтобы правильно по­нять Бога и оценить Его действия, необходимо верить в достоверность Его пророческих выска­зываний (см. гл. 1). Они не должны пониматься как аллегории (мысли или идеи, представлен­ные с помощью выдуманных событий или фи­гур), символы или поэзия, и они тем более не должны одухотворяться.

Бог исполняет Свои пророчества
Иисус во многих местах Евангелия пророчес­ки говорил о будущем.

Все, что сказал Иисус, исполнилось слово в слово. Это были конкретные пророческие слова, которые исполнились в исто­рии.
Пророчество — это описание реального исто­рического события, которому еще предстоит про­изойти в будущем. Во Втором послании Петра (3:3-4) говорится о ругателях, которые появятся в последнее время и будут издеваться над проро­ческими словами, которые медлят с исполнени­ем. Но Петр объясняет эту задержку так:
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью...(2 Петра 3:9-10)

Библейские авторы были полностью согласны с тем, что:
•  Бог есть Бог истории, действующий в ней.
•  Пророчества следует считать исторически до­стоверными.
•  В пророчествах есть символы, но им даются и объяснения. Основная задача пророчеств — предсказывать грядущие события; в Библии есть также символические и образные тексты, которые не отменяют, но только придают глу­бину пророческим и историческим текстам, которые обязательно исполнятся.
•  Пророчествам можно доверять, они испол­нятся слово в слово.
•  Пророчество не заключает в себе ничего ино­го, кроме того, что можно прочесть в нем и что можно понять (2 Кор. 1:13).
•  Тот же пророческий Дух, Который действовал через Иисуса, когда Он говорил о разрушении храма и Иерусалима и о рассеянии еврейского народа, действовал через пророков Ветхого За­вета и апостолов Нового. Эти пророчества нужно читать так же, как и слова Иисуса. Все проро­ческие слова, вдохновленные Святым Духом, ис­полнятся, начиная от пророчеств Книги Бытие и кончая пророчествами Откровения.

Семь периодов времени
Принято разделять историю на семь перио­дов. Перед ними и после них — состояние веч­ности.

1.  Век невинности — от сотворения человека до грехопадения.
2.  Век совести — от грехопадения до потопа.
3.  Век человеческого правления — от Ноя до Авраама.
4.  Век обетования — от Авраама до Моисея.
5.  Век закона — от Моисея до Христа.
6.  Век Церкви — со дня Пятидесятницы до возвращения Христа.
7. Тысячелетнее царство — период правления Христа как Царя в Иерусалиме до того мо­мента, когда сатана будет выпущен на ко­роткое время. Затем следует вечность, с но­вым небом и новой землей.

Этапы будущих событий.
Предстоящие события можно разделить на  несколько частей:

1.  Окончание века Церкви.
2. Действия Бога относительно Израиля, Церк­ви и наций.
3.  Возвращение Иисуса.
4.  Тысячелетнее царство.
5.  Последний суд.
6.  Новое небо и новая земля.

Окончание периода Церкви
Иисус вернется на землю таким же образом, каким Он покинул ее.

И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к вос­току; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу...
Захария 14:4
Иисус сказал: «Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:44). Его приход ознаме­нует собой конец периода Церкви и наступление Царства Мессии, когда Он будет править с пре­стола Давида тысячу лет.
Хотя Церковь ожидает возвращения Христа в любой момент, до Его прихода должны произой­ти определенные события и исполниться опре­деленные знамения. Все они четко описаны в Библии. Их можно разделить на знамения, ка­сающиеся:
•  мира: наций, географических и мировых событий;
•  Церкви;
•  Израиля, еврейского народа и израиль­ской нации.
Эти события должны закончиться одним осо­бенным событием — восхищением Церкви, опи­санным в Первом послании к Фессалоникийцам:
«Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (4:17). Восхищением на небеса закончится век Церк­ви, век благодати, в который Бог особенным обра­зом посещал все народы, чтобы дать им Евангелие и спасти их от суда. Для этого Он использовал Свой инструмент — Церковь. С ее восхищением закончится этот период, и Бог начнет следую­щий — период Царства Мессии.

Действия Бога по отношению к Израилю, Церкви и нациям
В Первом послании к Коринфянам (10:32) ска­зано: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией». Все действия Бога в основном относятся к одной из трех категорий людей:
•  Евреи — собственный народ Божий, с кото­рым Он связан вечными обетованиями (Быт. 12:1-3; 13:14-17; 17:13; Иер. 31:35-36).
•  Язычники, то есть остальные нации, кото­рые были далеки от Бога и приблизились к Нему через Иисуса Христа (Рим. 11:17; 24-25; Еф. 2:13).
•  Церковь, призванная как из евреев, так и из язычников, которые стали новым творением, Телом Христа и храмом Святого Духа. В пери­од посещения всех наций Божьей благодатью на Церковь возложены особые задачи
(Еф. 2:15-16,19-20).
К еврейскому народу относится следующее:
1.  Божья любовь к нему (Иер. 31:3) и завет Бога с ним вечны (Иер. 31:35-36).
2. Бог обещал, что Его рука всегда будет на них (Втор. 4:31; Рим. 11:1-2).
3. Если они согрешат против Бога, то будут рас­сеяны (Втор. 28:64).
4.  Даже если Он их рассеет, то сжалится над ними и соберет их снова (Втор. 30:4; Иер. 31:10).
5.  Иисус пророчествовал о рассеянии евреев во все народы, а также о том, что они будут собраны из всех народов в конце времен (Иер. 16:15; Лк. 21:24; Рим. 11:25-26).
6.  Когда они соберутся в последнее время, то будут жить в своей земле, будут восстановле­ны физически и духовно и познают своего Бога (Иез. 36:24-28; Рим. 11:25-29).
7.  Они никогда больше не будут изгнаны из своей страны (Ам. 9:14-15).
8.  Слуга Господень Давид будет их царем (Иез. 37:24).
9. Они будут занимать ведущую позицию в тыся­челетнем царстве (Ис. 2:2-4; Зах. 14:9,16-17).
К нациям относится следующее:
1. Все народы ушли далеко от Бога и стали идо­лопоклонниками (1 Кор. 10:20; Еф. 2:12; 4:18).
2. Они приблизились к Богу через Иисуса Хри­ста (Еф. 2:13,18).
3.  Поскольку часть евреев не уверовала, то у язычников появилась возможность по благо­дати Бога стать  «общником корня и сока маслины» (Рим. 11:17).
4.  Они не должны превозноситься над «ветвя­ми», то есть над евреями (Рим. 11:18).
5.  Период Церкви — это время посещения Бо­гом всех народов (Мф. 24:14).
6.  В конце периода Церкви увеличится тьма, духовный упадок и жестокость среди наро­дов (Мф. 24:4-12; 2 Тим. 3:1-5).
7. Одновременно со сгущающейся тьмой в кон­це периода Церкви придет сильное пробуж­дение и время посещения, когда будет жат­ва Божья среди всех народов (Ис. 60:1-3; Мф. 24:14; Иак. 5:7).
8.  После пришествия Господа начнется суд над народами (Мф. 25:31-32).
9. Народы будут судимы на следующих основа­ниях:
а) приняли ли они Евангелие (Мф. 10:14-15);
б) как они относились к Иисусу (10:22,32-33);
в)  как они относились к еврейскому народу (Иоиль 3:1-3);
г) как они относились к Израильскому госу-
дарству и нации (Иоиль 3:1-3).
К Церкви относится следующее:
1.  На протяжении истории Церкви наблюда­лись периоды отступничества.
2.  В последнее время произойдет сильное от­ступничество (1 Тим. 4:1).
3.  В истории Церкви были периоды восстанов­ления.
4.  В последнее время произойдет окончатель­ное восстановление Церкви (Еф. 4:13; 5:27).
5. Восстановление будет касаться учения, жиз­ни, силы и порядка.
6.  Церкви предстоит выполнить множество за­дач:
а) проповедовать Евангелие всем народам (Мф. 24:14);
б)  сиять славой Христа;
в) быть носительницей пробуждения, рефор-
мации и восстановления;
г)  собрать последнюю жатву из всех наро­дов;
д)  вести верующих к зрелости;
е) пророчествовать народам и их правитель­ствам;
ж) в духовном мире доминировать над сила­ми зла (Еф. 6:12).
7.  Церковь будет восхищена в победе к славе (1 Фес. 4:16-17).

Последняя седмица
Даниил описывает семьде­сят седмин (70 х 7 лет = 490 лет) истории еврейского народа и города Иерусалима (Дан. 9:24-27). В это время произойдет следующее:

•  преступления будут искуплены;
•  грехи будут запечатаны;
•  беззакония будут заглажены;
•  будет приведена правда вечная;
•  будут запечатаны видение и пророк;
•  будет помазан Святый святых.
Согласно Книге Даниила (9:24), с грехом и неправедностью будет покончено и Царство Бо­жье будет продвигаться вперед. Это будет вечное царство, управляемое Сыном Человеческим (Дан. 7:13-14,18). Началом отсчета этих семидесяти седмин, охватывающих период прямого полити­ческого господства язычников над Израилем, стал 445 год до Рождества Христова, когда Артак­серкс издал приказ о «восстановлении Иеруса­лима» (Неем. 2:1,5; Дан. 9:25).
Далее Даниил говорит о семи и шестидесяти двух седминах (то есть 69 седмин или 483 года), которые пройдут до того дня, когда «предан бу­дет смерти Христос» (Дан. 9:25-26). Спустя 483 года после приказа Артаксеркса мы подхо­дим к «вербному воскресенью» — дню, когда
Иисус вошел в Иерусалим для празднования Пасхи, чтобы стать жертвенным Агнцем за гре­хи мира. Мессия умирает, одинокий и покину­тый всеми (Ис. 53). Затем следует разрушение Иерусалима и храма. Это произошло в 70 н. э. во время осады Иерусалима римлянами.
Остается еще одна пророческая седмина, но до нее — долгий промежуток времени, который приходится на период Церкви. На это время падает рассеяние — диаспора — еврейского на­рода, лишенного страны и национальной госу­дарственности. Это происходит перед наступле­нием последней седмины, во время которой исполнятся видения и пророчества и будет по­мазан Святый святых (Дан. 9:24).
Эта последняя седмина, или последние семь лет, подробно описаны в Книге Откровения.

Последняя седмина для Израиля. 
Но преж­де евреи должны собраться в свою страну, пото­му что в Книге Даниила говорится о народе и стране (Дан. 9:24). В эту последнюю седмину совершится суд над народами, и она закончится возвращением Иисуса. За эти семь лет произой­дет следующее:
1. Скорбь — малая (три с половиной года) и великая (три с половиной года).
2.  Установится всемирная антихристианская система, и нации все активнее будут высту­пать против Бога (Откр. 13:1-2).
3.  Антихрист встанет во главе этой антихрис­тианской системы (2 Фес. 2:3-6).
4. Нации будут с большей сплоченностью объе­диняться в своей враждебности по отноше­нию к Израилю, и эта страна будет атакова­на (Зах. 12:2-3; 14:1-4).
5.  В конце периода великой скорби чаши гнева будут излиты на мир и творение (Мф. 24:6-9,15-22; Откр. 16:1-21).
6.  Иисус вернется, победит Антихриста и про­изведет суд над народами (Иоиль 3:1-2; Зах. 14:4; Откр. 19:11-21).
7.  Установится тысячелетнее царство. Иисус будет править над всей землей как Мессия в храме в Иерусалиме тысячу лет (Откр. 20:1-6).

Восхищение Церкви
О восхищении Церкви Библия говорит совершенно конкретно. Период Церк­ви закончится ее вознесением на облака для встречи с Господом (Мф. 24:40-41; 1 Фес. 4:16-17; 1 Кор. 15:51-52). Примерами восхищения к Богу в Библии являются Енох, Илия и Сам Иисус. Восхищение Церкви является сверхъестествен­ным событием великого масштаба. Библия ясно утверждает, что верующие последнего поколения вместе с верующими всех предыдущих под­нимутся на небо, чтобы встретиться с Господом Иисусом, Который придет им навстречу на обла­ках.

Поскольку Бог постоянно защища­ет Церковь от суда, можно сделать вывод о том, что восхищение произойдет до периода скорби.
1.  «Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа на­шего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:9).
2.  «...То и Я сохраню тебя от годины искуше­ния, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10).
3.  «И ныне вы знаете, что не допускает от­крыться ему... пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:6-7). Здесь, хотя и косвенно, указывается на то, что при­ход Антихриста сдерживается присутстви­ем Церкви.
4.  Предполагается, что, как Ной и Лот — как дети Израиля — были спасены от испыта­ния судом, так и Церковь вознесется до на­чала скорби.
5.  Поскольку время скорби приходится на пос­леднюю седмину, считается, что скорбь по­стигнет евреев и нации, но не Церковь.
6. Принято считать, что все, описанное в Книге Откровения после 3-й главы, не коснется Церкви. Она в это время будет находиться на небе, пока Бог не закончит восстановление Израиля и не произведет суд над другими народами на земле.
7. Иисус придет вместе со Своими святыми совершать суд над народами (Иуда 14-15).
Те, кто считает, что восхищение произойдет в конце периода скорби, опираются на 24-ю главу Евангелия от Матфея, где сказано, что ученики пройдут через всю скорбь, что их будут вводить в заблуждение и что они должны бодрствовать и сле­дить за знамениями пришествия Сына Человечес­кого, которые произойдут в конце периода скорби.
Двух противоположных точек зрения о вознесе­нии придерживаются освященные, преданные Богу верующие. Есть доводы, которые говорят как в пользу этих убеждений, так и против них. Ясно, однако, то, что восхищение произойдет и что по этому вопросу в последнее время будет все больше понимания. Ясно также и то, что Господь хочет, чтобы Церковь бодрствовала и была готова в вере перенести все испытания последнего времени. В то же время она должна быть готова к тому, что восхищение произойдет внезапно.

«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; по­том мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.» 1 Фессалоникийцам 4:16-17
Воскресение умерших во Христе произойдет одновременно с восхищением Церкви для встре­чи с Господом в облаках. Это будет перед тыся­челетним царством, а воскресение неправедных произойдет после окончания тысячелетнего цар­ства, на последнем суде.

Тысячелетние Царство.
После семи последних драматических лет на­ступит тысяча лет мира. Это время ознаменует­ся следующими событиями:

• Израиль будет восстановлен как нация и со­вершит свое священническое служение вмес­те с Церковью (Ис. 4:3; 61:6; Иез. 36:27-28).
•  Народы подчинятся Царству Божьему, между ними будут царить мир и гармония (Ис. 2:2; Иер. 16:19).
•  Установится Царство Давида и престол с Иисусом, Царем и Мессией, во главе (2 Цар. 23:2-4; Иез. 37:22-24).
•  Проклятие над творением будет разрушено, и творение будет праздновать тысячелетнюю субботу покоя (Рим. 8:19-22).


Суды Божьи
Период Церкви — это период благодати. Про­поведуя в синагоге в Назарете, Иисус цитировал Книгу Исайи (61:1-2) и закончил проповедь сло­вами: «...проповедовать лето Господне благопри­ятное» (ст. 2). Он остановился на половине вто­рого стиха. Далее следует: «...и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих...»

В новом завете, который является заветом бла­годати, Господь отодвигает суд на будущее. Каж­дый период истории заканчивался судом. По окончании тысячелетнего царства на земле за­вершится Божья работа с человечеством. После этого останется последний, заключительный суд Бога над всей неправедностью. Все будет под­вержено суду.
Библия говорит о нескольких судах:
1. На кресте был осужден грешник и грех. Верой в Иисуса и в тот суд над грехом, который Бог совершил над Своим Сыном на кресте,
грешник избегает суда, получает помилова­ние и переходит к вечной жизни (Ин. 5:24).
2. Бог будет судить верующих по их делам, их вере и верности Ему. Это не значит, что кто-либо будет отвергнут, но будет дана оценка жизни и служению верующего. Каждый по­лучит награду за исполненную работу (1 Кор. 3:11-15; 2 Тим. 4:8).
3. Бог будет судить народы. Он разделит их на овец и козлов (Мф. 25:31-46). Этот суд про­изойдет перед тысячелетним царством. Биб­лия описывает сражение при Армагеддоне (Откр. 16:16; 19:11-19) и суд в долине Иоса-фата (Иоиль 3:1-3).
4.  Бог будет судить нечестивых. Этот завер­шающий суд будет происходить перед пре­столом на Небесах после тысячелетнего цар­ства (Дан. 7:10; Откр. 20:11-15).
5.  Перед началом тысячелетнего царства Анти­христ и лжепророк будут осуждены и броше­ны в огненное озеро, горящее серой (Откр. 19:20).
6.  В начале тысячелетнего царства, после суда над народами, сатана будет связан и брошен в преисподнюю на тысячу лет (Откр. 20:2-3). После окончания царства он будет выпущен на короткое время, чтобы еще раз попытать­ся ввести в заблуждение народы, но затем будет брошен в огненное озеро, куда еще рань­ше были брошены Антихрист и лжепророк (Откр. 20:10)
7. Неправедные люди, умершие в грехах, ста­новятся потерянными для Бога. До после­днего суда они будут находиться в царстве смерти. После этого они будут брошены в огненное озеро: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был бро­шен в озеро огненное» (Откр. 20:14-15).

Иисус — единственная гарантия
Зло, неправедность, нечистота будут побежде­ны. Наконец-то творение освободится от греха и его последствий. Родоначальник греха, сатана, будет осужден, и те, кто избрал служение ему и похоти греха, испытают на себе последствия своего выбо­ра. Творение сможет обновиться, потому что слава Божья наполнит его и Бог станет всем во всем.

Его любовь заставила Его осудить грех через Своего единствен­ного Сына, Который взял на Себя грехи и занял место грешника. Тот, кто отказывается призна­вать это помилование, остается под приговором суда. Грешник не может спастись, но Бог не жела­ет ему смерти. Предложенное Им помилование во Христе доступно каждому и дается бесплатно.
Вечное наказание не было предназначено для людей. Придя к Иисусу, человек может избе­жать его «и на суд не приходит» (Ин. 5:24). О вечном огне Христос говорит так: «...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготован­ный диаволу и ангелам его...» (Мф. 25:41). Дья­вол и его свита окажутся в огненном озере, но Бог не желает, чтобы и человек попал туда. Но, если человек говорит «нет» Евангелию, отвергает Иисуса, избирает собственный эгоистичный путь, в конце он остается навеки потерянным для Бога.
...В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряю­щимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его...
2 Фессалоникийцам 1:7-9
Истина о вечном наказании и возможности ос­таться навеки потерянным должна провозглашать­ся ясно, чтобы люди могли понять, насколько се­рьезны последствия жизни без Бога. Нет никаких гарантий попасть на небо без Христа. Только в Нем и благодаря Ему мы можем избежать суда: «..Л есмъ путь и истина и жизнь; никто не при­ходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6).

Вечность
Тех, кто по благодати верой принял Иисуса, по окончании земной жизни ожидают небеса.

По окончании тысячелетнего царства и после­днего суда Бог создаст заново все творение.
И увидел я новое небо и новую землю, ибо пре­жнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иеру­салим, новый, сходящий от Бога с неба, приго­товленный как невеста, украшенная для мужа своего.
Откровение 21:1-2
Расплата за грех совершена, сила греха разру­шена. Наступает вечность, и творение наполня­ется славой. 
Библия имеет в виду реальные небеса и реальный ад. Человек, уникальное творение Бога, продолжает свою жизнь в вечности — в том или другом месте.
Небо — это реальное место, где люди при встре­че будут узнавать друг друга. Там у них будут прославленные небесные тела, полученные пос­ле воскресения (1 Кор. 15:40,49). Но они будут совершенно отличаться от наших земных тел, над ними не будут властны ни грех, ни время, ни ограничения земного несовершенства.
В центре небесной славы существует небес­ный Новый Иерусалим, который наполняет сла­ва Божья (Откр. 21:10-11). Там не будет никако­го храма, ни солнца или луны, потому что «...Господь Бог Вседержитель — храм его, и Аг­нец. И город не имеет нужды... для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светиль­ник его — Агнец» (Откр. 21:22-23).
Все это прекрасное, что невозможно до конца понять человеческим разумом, способен постичь верующий своим возрожденным духом. Поэтому христианин чувствует себя «пришельцем и стран­ником» на земле (Ефес. 2:19). Наша конечная цель — небеса. Наши сердца жаждут быть там. Наша задача — увлечь за собой как можно боль­ше людей.
Скоро Иисус вернется, история закончится и начнется вечность. Аллилуйя! Иисус сказал: «Вот, гряду скоро». Наши сердца отвечают: «Аминь! Гряди, Господь Иисус!»
Одним чудесным днем место нашей веры зай­мет видение и Бог отрет все наши слезы! Тогда Его любовь сможет беспрепятственно изливать­ся на всех вечно, все народы будут славить Его и отвечать на Его любовь во веки веков.
Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки.

Аминь.

 

наверх