Бoг Псалтири - это Бог всего творения. Он - Создатель всего |видимого и невидимого (Пс. 103.4-5), Он - Творец людей и народа Своего, Израиля (Пс.149.2; Пс.68.36). При этом Он - не трансцендентный Бог деистов, удалившийся от Своего творения, но Он - личность, готовая слушать (Пс.54.1-3), прощать (Пс.
129.4), гневаться (Пс.73.1), любить, сожалеть и раскаиваться (Пс.105.45). "...Господь восставляет согбенных; Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову" (Пс. 145.8-9)Бог Псалтири наблюдает над кругом земля (Пс.32.14) за Своим творением, но не растворяется в нем имманентно, как о том учит пантеизм. Он - Бог-Судья, шествующий с облаками (Пс.ЮЗ 3); Его суды не лицеприятны, абсолютно взвешены и истинны (Пс.9.5; 74.8; 93.2), но при этом Он - и Бог любви, являющий Себя как Отец сирот и вдов (Пс.67.6), милующий не по заслугам, а по благодати и множеству щедрот Своих (Пс.50.2). Именно это соединение представлений о Боге, карающем за грех, но прощающем кающегося грешника, поднимает Книгу Хвалений на уровень Нового Завета и делает ее столь популярной среди христиан, которые часто издают из всех книг Ветхого Завета только эту книгу в одном переплете с книгами Нового Завета.
Богословие Псалтири открывает нам живого Бога, Который "не дремлет и не спит..." (Пс.120.4). Он, живущий на высоте во святилище (Пс.77.69), близок к человеку и к Своему народу, Он - Всемогущий над силами зла (Пс.90.1), над Своим Творением (Пс. 106.25-29) и над людьми и историей (Пс.67.15). Он - Бог Всевышний (Пс.46.3), облеченный могуществом и силой (Пс.92). Он знает мысли человека (Пс.93.11), слышит все, от Него нигде невозможно укрыться (Пс. 138.2). Он - Бог Всеведущий (Пс.146.4) и вездесущий. "Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя..., скажу ли: "может быть, тьма сокроет меня и свет вокруг меня сделается ночью". Но и тьма не затмит от Тебя..." (Пс. 138.9-12)
Особое место в представлении о Боге занимает в псалмах святость Божия:"...Ты, Святый..." (Пс.21.4). Эта таинственная и пугающе неземная святость не ограничивается отделенностью и почти суеверным страхом пред "Святым именем Твоим" (Пс.102.1; 105.47; 144.21), но она заключает в себе все богатства Божий и всю жизнь, являясь более чем одним из атрибутов Божиих: являясь Его сущностью. Не напрасно в Книги Хвалений понятие "святой" часто является синонимом четерехзвучия "JHVH" (Пс.70.22, вместо Ягве: "Святый Израилев").
Бог не только свят в Самом Себе, но и сообщает Свою святость, т.е. освящает то. что Он суверенно избирает. Относится ли это к месту (святая гора - Пс.47.2; святой храм - Пс.64.5), к предмету (святой елей - Пс.88.21), к народу ("Иуда сделался святынею Его" - Пс.113-2) и к отдельному человеку (Пс.4.4). Святость Божия требует святости человеческой, обязывая народ и отдельного человека освящаться, отделяясь от греха(Пс.33.10; 77.41).
Представление о святом суверенном Боге - Царе вселенной - находит свое наиболее полное отражение в декларации завета между Богом и Израилем. Это центральная и одна из наиболее ярких и значимых тем Книги Хвалений.
Независимый ни от кого Бог избрал Израиль и утвердил Свой завет (договор) с ним (Пс.88.4). Бог верен этому завету, что многократно подчеркивается псалмопевцами (Пс.104.8; 105.45; 110.5), но люди часто забывают его, за что Бог наказывает их (Пс.49.5-7). В этом - особая скорбь псалмопевцев (Пс.73.20) и их многократные напоминания народу о милости Господней к хранящим завет Его (Пс.24.10).
Все молитвы (Пс. 16,85,89.101,141 и др.), воздыхания и вопля о покаянии построены на внутреннем убеждении в верности Бога Своему завету в на понимании человеческой изменчивости и милости Творца. Уникальность отношений с единственным, всемогущим Богом позволяла Израилю выражать свою уверенность в услышанностн их молитв и сообщала твердость перед сражениями. Завет был настолько крепким, что связывал воедино врагов Ягве и врагов Израиля (Пс.138.21-22): "Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не воэгнушаться восстающими нл Тебя? Полною ненавистью ненавижу их; враги они мне".
С другой стороны, завет с Ягве был источником признательности, хвалы и славословия (Пс.99.4; 68.31). Логическим продолжением идеи завета является представление о Посланнике Завета - Мессии. Это представление пронизывает всю Книгу Хвалений, но особенно полно выражается в "мессианских" псалмах. Понятие "мессианские псалмы" в строгом смысле не выдерживает критики, так как мессианский мотив слышен в подавляющем большинстве псалмов. Очевидно, именно это обстоятельство привело к тому, что ни одна книга Ветхого Завета не цитируется в Новом Завете так часто, как Псалтирь.
Некоторые авторы выделяют в качестве "мессианских" семь псалмов (Э.Эбби), другие девять (Э.Нюстрем) или двадцать один (А.П.Лопухин). Подобные различия происходят от того, что все эти псалмы, будучи едины и дополняя друг друга, в богословском отношении различаются по способу изложения мессианских пророчеств, что приводит к их различной интерпретации.
В некоторых псалмах обетованная Личность рисуется в Ее грядущем пришествии их можно считать собственно пророческими псалмами (Пс.2), в других псалмах Мессия показан прообразно в сценах из жизни Давида (Пс.21.) или в эпизодах прославления (Пс.8.3). Однако совершенно определенно можно сказать, что без Книги Хвалений христология как наука была бы весьма не полной. Так, Пс.131.11 предсказывает, что Христос произойдет из дома Давидова, Пс.39.7-8 говорит о назначении первого пришествия Христа, Который отменит Моисеев закон жертвоприношений Своей единократной жертвой и совершенным послушанием. Пс.44.8 говорит о божественной природе Христа: "...помазал Тебя , Боже. Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих".
В псалмах прообразно показано страдание Христа на кресте (Пс.21.7.15-19) "... пронзили руки мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят на Меня и делают из Меня зрелище". В них символически указывается на отвержение Его израильским народом: "Камень, который отвергли строители..." (Пс.117.22), звучит уверенность в воскресении Мессии (Пс.15.10) и пророческое знание о Его вознесении в излиянии Духа Святого (Пс.67.19).
Уникальное положение в группе "мессианских" псалмов занимает 109 псалом, где конкретно указана позиция Мессии в небесных сферах:
"Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня..." (Пс.109.1), Его еди-носущность Отцу по рождению, а не по сотворению: "...из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое' (Пс. 109.3), Его непреходящее перво-священство: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека' (Пс. 109.4) и др.
Христос предвосхищается в Псалтири как Царь (Пс.2, 19, 20, 23, 71, . 109); Жертвенный Агнец (Пс.21); Добрый Пастырь (Пс.22); Твердыня Спасения (Пс.26.5; 39.3).