Существует расхожая фраза: «Все болезни от нервов». Как правило, это говорится в шутку. Но в этой шутке сто процентов истины. Действительно, большинство болезней, причем самых страшных, психосоматические. Экземы, язвы, параличи, расстройства эндокринной системы, гипертония и болезни сердца, как правило, вызваны тем, что сегодня называют стрессом.
Даже инфекционные болезни легче справляются с нами тогда, когда мы находимся в подавленном состоянии. Вот и получается, что, махая рукой и с кривой улыбкой подшучивая, что все болезни от нервов, мы, скорее, принимаем бодрый вид, чтобы придать себе мужества или надеть его маску. Таким образом в глубине души мы сами себя обнадеживаем, что ничего страшного не происходит, раз наше недомогание вызвано такими, казалось бы, несерьезными причинами.Жаль только, что ни смех, ни слезы не помогают нам справиться с той душевной болью, которая нашу болезнь вызвала. Сначала мы смеемся, потом пугаемся, а после этого принимаемся лечить тело, оставляя как есть свою душу, то есть не трогая саму причину болезни. Бог милостив, и нередко наши усилия имеют успех — болезнь проходит, иногда насовсем. Однако чаще всего вновь возвращается, и мы ничего не можем с ней поделать. Но как бы то ни было, об исцелении души мы обычно начинаем думать тогда, когда наша болезнь заходит слишком далеко и начинает угрожать нашей жизни. Это порочное правило широко распространено в нашей стране, которую чуть было не погубил атеизм, но которая до сего дня живет по его законам.
Атеисты отрицали душу, отрицали само понятие греха и довели Россию до того, что сегодня врачи признают здоровыми, чтобы служить в армии, только тридцать процентов молодежи призывного возраста. Впрочем, это почти никого не вразумляет, и напрасно. До сего дня мы держимся за свои грехи, как будто это главная наша ценность. Причем делаем это весьма экзальтированно и упорно: встаем в позу и громко отрицаем очевидное. В соответствии с законами психологии такое поведение можно назвать одержимостью. По библейским понятиям — бесовщиной.
Отрицать свою болезнь — это значит лишить себя надежды на исцеление. А всякий из нас болен. Мы созданы по образу Божьему, но мы люди. В нас совмещаются вещи несовместимые: Святой, безгрешный Дух Господень и злоба человеческая. И то и другое — мы. И одна часть нашего существа осуждает другую. Со временем груз противоречий переполняет душу, и происходит такая ломка психики, которую не в состоянии вынести ни душа, ни тело. Как правило, нам дороже человеческая, грешная часть души, и мы пытаемся бороться с Богом внутри нас. Но борьба с Богом бессмысленна, и тогда мы пытаемся оправдать себя сами. А когда убеждаемся в невозможности этого, то бежим от Него, как Иона. Мы пытаемся бежать от Того, Кто внутри нас. В России традиционно бежали в пьянство. Теперь к этому добавились наркотики.
Люди, не понимающие, что происходит, бегут в болезнь, пьянство и наркоманию, чтобы не слышать голоса, идущего из глубины их души. Это настоящая трагедия для тех, кто не знает истинного Бога. Наша страна — яркий тому пример. За десятки лет атеизма люди настолько потеряли всякие моральные ориентиры, что перестали верить в возможность прощения, не говоря уже о всепрощении Божьем. И не только прощение напрочь забыто, но и милосердие. Видя, как осуждаются и гибнут невинные, люди разучились верить всему и всем. А само понятие «прощение» для многих стало ненавистным, потому что слишком много раз они обманывались, возлагая на него надежды.
Совсем немного требуется, чтобы все перепуталось в наших головах, поэтому неудивительно, что людская, сатанинская жестокость была приписана Богу, Который только допустил то, чего всем по глупости так хотелось. Грешники казнили себя за свои грехи и в то же время отрицали само понятие греха. Как это похоже на человека, не ведающего о Боге. Действительно, все болезни от нервов, а больные нервы — от грехов наших. Отношение к греху — это именно та область, в которой за тысячи лет наблюдался только регресс, и то, что было ясно современникам Христовым, стало все больше и больше отрицаться их потомками. Две тысячи лет назад на земле жили люди, куда более просвещенные и мудрые. Книжники были абсолютно правы, когда говорили, что никто не может прощать грехи, как только один Бог. Другое дело, что они не смогли увидеть в человеке, стоящем перед ними, Предвечного Творца миров, Того, Кто один может снять груз с души и тела.
Над болезнями можно смеяться или плакать, но лучше всего лечить их, не дожидаясь того, пока они разрушат тело и душу. Если вы почувствуете себя неуютно в собственном доме, если внутреннее беспокойство мешает вам жить, если радость и мир покинули вас, то это первый признак начала болезни души. И самый опасный симптом — это когда близкие вам люди, самые любимые, без которых ваша жизнь будет пуста и бессмысленна, перестают приносить вам радость и, больше того, начинают вызывать раздражение. В вас накопилось так много греха, что он вступил в конфликт с образом Божьим, живущим в вашей душе. Это начало болезни.
Будьте осторожны, пожалейте сами себя и не пытайтесь лечиться народными средствами, которые предлагает мир и сатана. Вам нужен не туман в голове, а прощение Христово. Тогда не медлите — идите в церковь и просите у Христа прощения и исцеления. И Он, будучи верен и праведен, простит вам все согрешения ваши и очистит вас от всякой неправды, которая опасней пуль и бактерий. И будем прославлять Бога, давшего такую власть человекам — приходить к Нему за прощением и исцелением.
В молодости я плохо знал Писание и еще хуже умел толковать его. Меня тогда больше всего занимала разница в поведении людей в одной и той же ситуации. Почему одни могут все, а другие боятся даже того, в чем нет ничего опасного? Почему одних не останавливают никакие неудачи, а другие пасуют перед малейшим препятствием? Однажды в книге Мелвилла «Моби Дик», где говорится о борьбе добра и зла и о человеке, потерявшемся в этой вечной борьбе, я увидал иллюстрацию Рокуэла Кента со сценой китовой охоты. Там был изображен момент, когда подброшенная высоко в воздух разъяренным китом лодка, перевернувшись вверх дном, падала вниз. С пятиметровой высоты люди летели в море вместе с рассыпавшимися и перемешавшимися в беспорядке бухтами линя, вместе с двадцатифунтовыми, как бритва отточенными, гарпунами и острогами. А сверху их с треском и грохотом накрывал восьмиметровый китобойный вельбот, погружая в соленые брызги, пену и пучину безбрежного океана, перемешивая воду и кровь.
Вот тогда я по ассоциации вспомнил библейские слова: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью... Ибо три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5:6, 8). В этой иллюстрации было довольно крови и воды, но больше всего было в ней духа. Духа несгибаемой отваги людей, которые спокойно и весело занимались самым опасным в мире промыслом. Конечно, библейские слова имели другой смысл. Они были сказаны об Иисусе Христе, крещенном водою, пролившем кровь на кресте. И Дух засвидетельствовал о Нем, когда Он воскрес из мертвых.
Возможно, моя аналогия кому-то покажется неуместной, но китовая охота очень похожа на жизнь Христа: также недолго длится, также требует отдачи всех сил и также может закончиться смертью. Но как еще сказано: «...верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12). Всякий рожденный от Бога побеждает мир, и те протестанты, которые выходили из Нантакета в море, знали, что это не пустые слова. В погоне за китом они проходили прямо по обломкам разбитых вельботов и, подбирая уцелевших, шли вперед, пренебрегая смертью. Они форштевнями наезжали прямо на спины разъяренных чудовищ. В них не было страха, потому что вера была у них не второстепенным понятием. Они жили верой.
Вера привела искавших свободы совести за океан, где они получили возможность жить в соответствии со своими идеалами. Вера хранила их в Америке. Хранила квакеров, которые не защищались от нападения с оружием в руках. И они сумели жить богато и счастливо на острове, где две травинки на двадцать шагов считались прерией, а два дерева на час пути — лесом. Их капитаны во время коротких стоянок в порту не предавались разгулу, как это было принято в среде моряков, а читали Священное Писание. Они могли себе позволить быть бесстрашными. Они знали достаточно, чтобы быть хозяевами жизни. Они победили мир своей верой в Иисуса Христа. Они могли все. Ученики Христовы, они делали свое дело, а опасность и смерть оставляли в пренебрежении, как это делал и их Учитель. И то, что было невозможно многим, было возможно им, как Даниилу в львином рву, как отрокам в печи огненной, и Бог их, Которому они неизменно служили, спасал их. Кто имеет веру, тот все имеет, а кто потерял веру, тот потерял все.
Когда-то Христос сказал разбитому параличом человеку: «Встань и ходи». Эти слова обращены и к нам. Все мы отчасти те же параличные, всегда сомневающиеся и часто бессильные даже в простых вещах, мало похожие на владык жизни. В нас недостает мужества, которое может дать только вера в Иисуса Христа. С верою человек, страдающий параличом, встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Имеющий веру готов к пути, который предстоит каждому. Путь в наш истинный дом может быть очень длинным и трудным, поэтому не имеющий веры может просто не дойти до его порога. Можно обмануться в людях, которые очень слабы и бывают, как тростник, ветром колеблемый. Но никто и никогда не был обманут Богом, Который вовеки Тот же. Богом Всемилостивым и Всемогущим, призвавшим нас из мрака в жизнь вечную. Небо и земля свидетельствуют о Нем. О Нем свидетельствует и совесть наша. Пока мы имеем веру, мы имеем жизнь. Вера нужна нам всегда, каждый наш день, но больше всего она понадобится нам тогда, когда через века или минуты все живые и мертвые услышат Его голос: «Встань и иди!» И те, в ком достанет веры, пойдут в жизнь вечную, навсегда забыв о бедах и трагедиях этого мира.
Александр ЛАУГА