На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Осуждение и обличение

«…потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:9)
Осуждение и обличение – эти два понятия иногда путают, употребляя одно вместо другого. Несмотря на то, что они очень близки по значению, это все же два разных слова. Осудить (по Ожегову) – 1. Выразить неодобрение кому/чему-нибудь, признать плохим. 2. Приговорить к какому-нибудь наказанию. Обличать (по Ожегову) – 1. Разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. 2. Обнаруживать, показывать, раскрывать.

Откроем книгу Второзаконие и прочтем, что говорил Господь народу Своему через Моисея: «Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти. По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; рука свидетелей должна быть на нем прежде [всех], чтоб убить его, потом рука всего народа; и [так] истреби зло из среды себя» (17:2-7). Закон требовал осуждения греха, осуждения грешника – закон требовал справедливости.

Закон направлен на наказание нарушителей, с целью искоренить зло из общества. Ничего другого закон предложить не может, являясь как бы оградой, за которую нельзя выходить. Еще не было, как написано в Послании к Титу 2:11-12, научающей благодати Божией, спасительной для всех человеков, поэтому закон был своеобразным загоном: чуть переступил границу, и ты уже нарушитель. Закон пытается хотя бы ограничить распространение зла. Как писал Павел, закон свят (Римл. 7:12) и добр (1 Тим. 1:8), но не предназначен для исправления. Говорить о строгости закона можно много, но воровства не убавилось, хулиганства и убийств – тоже. Вору, по закону, отрубают руку, а тут же в толпе у кого-то крадут кошелек – то есть закон не меняет человека. Каким бы хорошим ни был закон, он не работает на справедливость и не побуждает жить и поступать честно.

Закон – это хорошо, закон говорит о восстановлении справедливости: «…глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Исх. 21:24). Слава Богу, что законодательство практически любого государства основано на Библейских принципах – на Десяти заповедях – и зло хоть как-то сдерживается. Судебная система занимается оправданием или наказанием, то есть определением степени виновности, но суть закона: препятствовать распространению зла. Закон осуждает человека и, как следствие, требует наказания: «Ибо возмездие за грех – смерть» (Римл. 6:23). Закон – за истребление зла.

Для чего пришел Иисус? Мы часто цитируем из Евангелия от Луки 4:18-19: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» и из книги пророка Исаии 61:1-2: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих». «День мщения Бога нашего» – заметим, что эти слова Иисус не сказал. Почему? Потому что Он пришел не для того, чтобы мстить, сводить счеты. Акцент служения Господа Иисуса сделан на спасение людей. Настанет день мщения, когда Христос придет судить, но сейчас – время спасения, а не осуждения.

До Христа имело место, как написано у Павла, славное служение осуждения, которое обличало во грехе и требовало святости. «Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания» (2 Кор. 3:9) – во-первых, Христос оправдал нас, во-вторых, Он дает силу жить и поступать так, как Он жил и поступал. То есть мы имеем более славное служение: служение оправдания, которое не просто восстанавливает справедливость, но дает человеку возможность исправиться и жить так, чтобы быть угодным Богу.

Иисус, обращаясь к фарисеям, говорил, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф. 23:23). Важнейшие пункты закона: суд, милость и вера. Суд – это очень важно! Суд призван восстанавливать справедливость. Когда сын Давида Амнон причинил зло Фамари, сестре Авессалома (2 Царств 13:14), Давид спустил это бесчестие на тормозах. Через два года между сыновьями царскими разгорелась такая вражда! И все из-за того, что Давид промолчал и не произвел суда над насильником.

Суд должен быть справедливым – это установление Божие. Евангелист Матфей пишет: «Не судите, да не судимы будете» (7:1), а закон говорит: «Не суди превратно тяжбы бедного твоего» (Исх. 23:6). Судить можно, но справедливо, не извращая сути дела, независимо от того, кто перед тобой: богатый или бедный. Во Второзаконии подтверждается сказанное выше: «Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды в залог» (24:17); «И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (1:16-17).

«И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком; но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение – близки» (Иова 36:16-17), – это говорил Иову один из его друзей, а ведь если посмотреть в корень, то Иов был прав. «Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?» (Иова 10:2); «Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом» (Иова 13:3); «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!» (Иова 13:15); «Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав» (Иова 13:18), – это не суждение нечестивого человека, а поиск Бога; это не маска лицемера, но искреннее желание найти ответ. Друзья Иова осуждали его, и осуждения их были беспочвенными, а потому бестолковыми, и в конце концов Бог говорит: «Иов правее вас, вот идите и извинитесь перед ним» (Иова 42:7-8). Суждение и осуждение действительно еле различимы: вот это хорошо, а вот это плохо – уже близко к тому, чтобы осудить.

А что Иисус говорит по поводу суда? «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. 7:1-5). Обычно говорят: не судите, да не судимы будете, и на этом останавливаются. А Иисус продолжает: «Лицемер!» – это уже обличение. То есть «не судите» – это не абсолютный запрет суда, это не тупик: не суди и все! не об этом здесь говорится, но: сначала на себя посмотри, со своим бревном в своем глазу разберись…

Прочтем притчу Иисуса о плевелах: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Матф. 13:24-30). Вот в чем разница: закон требовал немедленного уничтожения плевел («…хочешь ли, мы пойдем, выберем их?»), но с Христом пришла благодать, почему Он и говорит: «…нет… оставьте расти вместе то и другое до жатвы», подразумевая, что Его благодать может исправить не исправимое законом.

Или притча о бесплодной смоковнице: «И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее» (Луки 13:6-9). Что поменялось? Благодать пришла, спасительная для всех людей, благодать научающая, благодать, дающая жизнь, мудрость, водительство Духа Святого. Теперь уже невозможно безапелляционно заявить: этот будет спасен, а тот – нет. Кто знает? Разбойник на кресте успел покаяться буквально перед смертью и получил спасение. Религия говорит, что в рай можно попасть за хорошие дела, а у разбойника – какие добрые дела? Однако Иисус сказал ему: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Луки 23:43), аллилуия!

Никто не знает сердца человеческого, даже Ангелы. Богу же известно прошлое, настоящее и будущее; Он обозревает всю землю, знает намерения и помышления каждого сердца. Потому и продлевает милость Свою: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9) – подожду еще, придет время – разберемся.

Евангелие от Иоанна 3:17-19: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Бог послал Сына не судить, а спасать. Очень важно помнить об этом. Иисус говорит: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить». Ты предъявляешь определенные требования к человеку – тебе будут предъявлены такие же. Судишь? суди, но ты будешь судим такою же точно мерою. И выйдет на суде: ты такой же. Исследуй сначала свое сердце, потом выноси суждение.

Христос пришел не судить, а спасать. Верующий в Него не судится, его грехи прощены, а неверующий уже осужден, потому что не принял жертвы Его. Ненавидящий свет не идет к свету, чтобы никто не увидел его беззакония. Свет не судит дела тьмы, а обличает их. Иисус буквально высветил дела фарисеев: каковы они по своей сути, а не в своих глазах. Свет выявляет истинное положение вещей, истинное состояние дел, но не судит. Суд – это дело будущего, когда Господь отделит овец от козлов; сейчас свет пришел, чтобы выявить тех, кто принимает спасение Христа. Любящие зло боятся света, потому что свет снимает маски. Иисус говорит, что Его суд истинен. Сын Божий имеет право судить, так как Он безгрешен.

Однажды жаждущие торжества справедливости ученики набрались дерзновения подсказать Иисусу спалить селение, жители которого Его не приняли (Луки 9:51-56). Ученики, по большому счету, предложили поступить по закону: нечестивых людей нужно уничтожить; так поступил когда-то Илия (4 Царств 1:10). Но Иисус пришел, «чтобы мир спасен был чрез Него» – дух не погибели, но спасения.

Обличение – это часть спасения: обличив человека, можно его спасти; осуждая, можно погубить. Постараемся увидеть разницу: Иисус пришел не судить, но это не значит, что не обличать. Господь не судит, но обличает. Суд – это требование закона, а мы, написано, – не под законом, но под благодатью (Римл. 6:14-15). И так как мы – под благодатью, на нас не распространяются требования закона; мы не нарушаем закон, поэтому Он нас не судит. Как написано в Послании к Римлянам 8:1: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу». Пришла благодать, которая единственная может исправить человека.

В Послании к Римлянам 14:10 Павел подчеркивает суть осуждения: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» – то есть осуждение есть унижение. Цель осуждения – унизить, это работа диавола. Вспомним, как он осуждал Иова перед Богом: Бог утверждал, что Иов любил Его и был непорочен, а диавол все намекал, что ничего подобного, а просто у Иова корыстные мотивы.

Действительно, цель осуждающего есть унижение, чтобы самому возвыситься за счет унижаемого. Осуждать нельзя; осуждение не позитивно и не продуктивно. Суд – это вынесение приговора: все, точка! «…кто же скажет брату своему: "рака" (то есть «дурак, пустой человек»), подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Матф. 5:22). Почему? Поставили крест на человеке, закрыли ему дорогу к исправлению, дали ему понять, что он – конченый. Вот это есть суд, осуждение. Ничего подобного! Бог любого может привести в порядок. А обличают с целью исправления – не с целью унижения, а с целью исправления.

Обратимся к Посланию Иакова 4:4: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» и 4:11: «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья». Если сравнить эти два места Писания, то «прелюбодеи и прелюбодейцы!» звучит довольно жестко; хотя «не злословьте друг друга, братия» – явное поучение. В первом случае Иаков обличает; обличает для того, чтобы обратить внимание верующих, что они на опасном пути, и если будут продолжать в том же духе, то потеряют спасение. Итак, цель обличения – исправление; цель же осуждения – окончательное наказание, это – прерогатива Бога. Обличать и мы можем, но суд – прерогатива Бога.

Послание Иакова 5:9: «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (в греческом переводе звучит: «Не стоните, братия, друг на друга…») и5:19-20: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». С одной стороны, не сетуй, не ропщи, не ворчи, а с другой стороны, если увидишь, что брат грешит, обличи его, ты обязан это сделать – не сиди, сложа руки, наблюдая, как человек в погибель катится. Казалось бы, совершенно противоположные понятия: ропот, недовольство, брюзжание, осуждение, но есть что-то, что является благодатью Божией, – это обличение. И Иаков показывает эту разницу: «не сетуйте», но: «если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его от ложного пути, тот спасет душу». Суд не предполагает исправление человека, но восстанавливает справедливость. Обличение же направлено на исправление, даже вопреки справедливости.

Обратимся к примеру с Давидом, присвоившим чужую жену и погубившему одного из лучших своих воинов. Бог послал к нему пророка Нафана, который притчей обличил царя. Давид раскаялся от всего сердца, и Бог простил его, наказав смертью сына. Если бы Бог видел, что в сердце Давида лежит камень, то не было бы Давиду прощения. Послав пророка к священнику Илию, Бог ясно сказал, что сыновья его умрут (1 Царств 2:34), с Давидом же – иначе: его сердце было открыто к Богу (этим объясняется, что во многих псалмах Давида звучит тема раскаяния: например, псалом 50), он не был безнадежен, поэтому и послан был к нему пророк с заданием обличить и помочь покаяться.

Прочтем, в свете рассматриваемой темы, Послание к Римлянам 2:1 «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же». Суд вершить может только Бог, это – Его право; мы – не судьи.

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Римл. 8:1-2) – осуждения нам уже нет, грехи наши прощены, Христос живет в нас, мы живем не по плоти, а по духу. Верующих осуждать нельзя, но обличать их можно и нужно. Павел спрашивает: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]» (Римл. 8:33). Диавол обвиняет – это его любимое занятие. Вообще обвинение предъявляет прокурор; наша работа – оправдывать. Во времена Моисея бытовало служение обвинения; ныне – служение оправдания. Мы должны оправдывать людей и говорить им: «Покайся, и Бог даст тебе Свою праведность; твои грехи омыты; за них уже заплачено».

Итак, мы не имеем права судить кого-либо. Единственно кого мы можем подвергнуть своему суровому суду, – это мы сами, такие замечательные. Грехи других людей сразу в глаза бросаются, а вот свои – как-то не заметны. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:31-32) – мы обещали Богу добрую совесть, и потому Он рассчитывает на то, что мы будем судить сами себя, «…ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Иоан. 3:20), а «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Иоан. 3:21), то есть Господь доверил нам судить самих себя. Если же мы не судим самих себя, тогда в нашу жизнь приходят суды Божии. Сначала Бог посылает к нам людей, которые обличают нас, если же мы не слушаем их, тогда придут суды Божии, чтобы нам не быть осужденными с миром.

Если принять такую позицию, что нельзя никого судить, нельзя кому-либо сказать слово осуждения, тогда почему в Послании к Титу 3:10-11 написано: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден». Можно, конечно, сказать: «Ну, что ты его осуждаешь? У него такая философия, он немощный в вере, Бог поправит, все мы одной дорогой идем в Царство Божие». Извините, написано: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся».

«Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего]. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:9-13). Нет смысла судить неверующего: а-я-я-й, как не стыдно? Неверующий – вне благодати Божией. Ожидать ли от сливы яблок? Человек не покаялся пред Богом, с него и взятки гладки.

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Иоан. 9:39-41). Как Иисус ответил фарисеям? Оставьте внешних, разберитесь с теми, кто внутри. Не внутренних ли вы судите? Если человек, называющий себя верующим, неправильно поступает, извергните его из своего общества, неверующих же судит Бог.

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете [своими судьями] ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными» (1 Кор. 6:1-6). Если возник какой-то вопрос, у святых нужно судиться. «Не судите, и не судимы будете» – это совсем из другой оперы. Рассуждать и судить – это должно присутствовать в обществе верующих; оставлять без внимания нечестие недопустимо. Как живу, так и буду жить! Ну, смотри сам, Бог разберется… Сейчас разбираться надо, потом поздно будет. «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» – если мы даже мир будем судить, даже Ангелов, неужели мы недостойны разбирать какие-то житейские дела и обличать, и судить, и объяснять, и выносить решения?

Иисус раскладывает, каким образом следует обличать: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:15-17). Сначала наедине поговори: может, ошибся человек, или неудачно пошутил, мало ли что, может, он и не хотел обидеть, но сделал это по неразумению. Ты с ним даже не повидался, не поговорил, а уже вывод сделал и решение принял. Попробуй погасить раздор, встреться с братом. Если разговор ни к чему не привел, ну, поговори при свидетелях – может, задумается, покается. Но уж если он вообще никого не слушает, а продолжает гнуть свое, зачем он нужен такой?

В 8-й главе Евангелия от Иоанна мы находим классический пример обличения – не осуждения, а обличения – хотя, казалось бы, Иисус говорит нелестные слова: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (ст. 31-32). Эти люди покаялись, уверовали, стали последователями Иисуса. Им-то и рекомендует Господь Иисус – мягко, но твердо – в чем-то поменяться, чтобы познать истину, которая освобождает. «…мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» (ст. 33), – возмутились уверовавшие в Иисуса Христа Иудеи. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (ст. 34-37), – Иисус продолжает обличать, взывая к их совести. «Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал» (ст. 38-40), – и снова предлагается размышление: остановитесь, хватит уже спорить. «Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» (ст. 41-48), – так отреагировала на обличение Христа религиозная плоть, чью внутренность Он высветил, вытащил наружу; религия и плоть не умеют принимать обличение. Интересно заметить, что эти люди только-только уверовали, и Бог незамедлительно начинает обличать их, отсеивать.

Левит 19:17: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха», – повеление прямым текстом: обличи согрешающего, и совесть твоя будет чиста, а не то глядишь, грех и до тебя доберется. Не таи зло, не носи в себе недовольство и ропот, не вынашивай месть, лучше пойди и откройся, обличи. Есть время, когда молчать нельзя, чтобы однажды не услышать от Бога: «Почему ты промолчал? Видел и промолчал». Следует обличать того, кто упорствует в грехе, не кается и идет в ад.

Псалом 49:21-22 показывает разницу между обличением и осуждением: «…ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего». Можно было бы ожидать возмездия, но пока еще есть время до суда, призадумайтесь и остановитесь. Это не осуждение со стороны Бога, но обличение, для того, чтобы человек покаялся и что-то понял. Если Бог молчит, это еще не значит, что он не видит наших дел.

Псалом 72:13-14: «…так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» – вот как раз то, чего Бог от нас ожидает: чтобы мы сами себя судили, обличали. Если это делал Асаф, то тем более нам, новозаветним верующим, нужно делать это. Самих себя нужно судить в первую очередь и обличать, из своих глаз бревна повытаскивать.

Давид не боялся обличений: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их» (Пс. 140:5). В контексте подразумевается: дескать, ладно, пусть обличают, но они просто моей смерти хотят – гоняются за мной по пустыне.

В Притчах 24 раза встречается слово «обличение». Заглянем в некоторые из них.

Притчи 1:20-33: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: "доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали [для себя] страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла"» – ясно прослеживается мысль, что отношение к обличению оказывает влияние на жизнь, на судьбу.

Притчи 9:7-8: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» – интересная мысль. Нафан обличил Давида, и Давид принял обличение, и покаялся, и исправился; Саул же отверг обличение Самуила, и что в итоге? они до конца жизни не разговаривали друг с другом и не виделись. То есть мудрый человек не боится принимать обличение, обличать же кощунника – не просто бесполезно, но вредно. Кощунство, по Ожегову, есть глумление, надругательство над кем-либо или чем-либо почитаемым, над святыней. Кощунствующий не примет обличения, посмеется над нашими словами, скажет какую-нибудь гадость, и мы станем врагами.

Притчи 12:1: «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда». То есть нормально относиться к обличению – это преимущество здравомыслящей личности, темный же человек, боящийся обличения, пребывает в некоей эйфории: он – неприкосновенный пуп земли и центр Вселенной, недотрога, особо святой, и никто не смей ему прекословить или делать замечание; в своей гордости такие люди не замечают за собой погрешностей.

Притчи 24:24-25: «Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них придет благословение». Виновного следует обличать, смело и твердо.

Притчи 28:23: «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком». Что толку разводить пересуды и болтовню, не лучше ли открыто обличить согрешающего? Не шушукаться за спиной, но сказать в глаза. Обычно предпочитается первое. Написано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Луки 6:26). Хотя бы один человек должен быть в оппозиции, чтобы сказать правду, иначе – застой. Это очень опасное положение, когда над тобой никого нет. Диавол быстренько что-нибудь такое подкинет, что собьет тебя с ног.

Притчи 29:1: «Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет [ему] исцеления», – очень серьезное предупреждение, Бог не шутит. Мы свободны от осуждения, но даже если, бывает, поступаем по плоти, мы должны быть открыты для обличения.

Для чего нужны были пророки? Как раз для того, чтобы обличать: «И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: "так говорит Господь Бог!" кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом» (Иез. 3:26-27). От себя говорить опасно. Необходимы помазание и сила, и правильное положение сердца: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Если мы кого-то в чем-то обличаем, вполне возможно, что Бог и нас может этим же испытать. Обличая, нужно быть очень осторожными, обличать правильно нужно учиться.

Книга пророка Иеремии 1:17-19: «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя». Единственный человек, которого Бог избрал, чтобы говорить правду, – пророк Иеремия; все остальные, предупреждает его Господь, будут против тебя, но ты встанешь медною стеною и железным столбом, и они не превозмогут тебя. Говори, не бойся, обличай.

Книга пророка Амоса 5:10: «А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду». Старая история, во все времена так было: правда глаза колет. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12) и «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:10) – как раз по этой причине.

Иоанн Креститель не боялся обличать даже царя: «Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу» (Луки 3:19-20). На тот момент Иоанн был довольно известным человеком, он вполне мог довольствоваться своим служением и не лезть в личную жизнь царя. «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Марка 6:20) – казалось бы, зачем портить хорошие отношения с царем, оставь все как есть. Но сердце пророка не позволяет смотреть на лицо, на положение и умалчивать нечестие; обличение не зависит от статуса. Все грешат, и нет неприкосновенного; все нуждаются в обличении, и все должны быть открыты для обличения. Закрыться для обличения – фактически закрыться от Бога.

«Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан. 8:7-11) – религиозные люди требовали суда над женщиной, уличенной в прелюбодеянии, а Иисус хотел бы исправить ее, а не судить и тем более не умертвить. Вы требуете суда? С вас и начнем: «Кто здесь святой и праведный? давай начинай ее убивать». Слава Богу, заработала их совесть, и все обвинители разошлись. Вот разница между осуждением и обличением. Претендующие на безгрешность возмущенные граждане требовали суда и навлекли суд на себя же. Женщина же чудом избежала смерти, потому что Иисус пришел не губить, а спасать. Любой грешник может начать жить святой, праведной жизнью; нельзя ставить крест на человеке: о! этот – отъявленный наркоман, а тот – безнадежный пьяница, не исправиться им никогда. Откуда мы знаем? и какое право имеем судить?

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан. 16:7-8). Обличение – это благодать от Бога. Обличение никому еще не повредило, никто еще от обличения не помер. Осуждение – да, это приговор, не к исправлению, констатация факта: ты грешник окаянный, и мне ты глубоко безразличен, отойди от меня, я не хочу тебя знать. Фарисеи так и говорили Иисусу: «Что Ты с этими грешниками возишься, за одним столом сидишь, зачем Тебе это надо?»

Суд – это окончательный приговор. Мы ничего не вложили в человека, чтобы он исправился, не молились о нем Богу, ничем не послужили ему. Может, он потому такой озлобленный и колючий, как ежик, что ему любви не хватает, добра, внимания. Прежде чем обличать, судить, надо сделать все возможное для человека.

«Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» (2 Петра 2:15-16). И пророка, оказывается, можно обличать; и ослицу Бог может использовать в качестве обличителя, если из людей решительного не окажется.

«А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Луки 19:37-40) – то, как приветствовал Господа Иисуса народ, было для фарисеев обличением: как это так, народ в Нем видит Христа, а мы – нет; а ну-ка, замолчали! Если не они, то камни дадут вам обличение, – приструнил фарисеев Иисус.

«И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуды, ст. 22-23), – Писание говорит, что обличать надо – одних мягко, других строго, но не так: «Покайся, а не то через семь минут помрешь!» или «А-а-а! Полное покаяние, а не то теплое местечко в аду тебе уже приготовлено». Это – манипуляция, унижение и запугивание; ничего созидательного. Да даст нам Бог мудрости и любви!

«Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:10-11) – и сами не участвуйте, но и не молчите, обличайте: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5:12). «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:19-20) – даже на служителя можно принимать обличение или обвинение, но в присутствии свидетелей.

Апостол Павел утверждает: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Павел также говорит, каков должен быть епископ: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Титу 1:7-9).

«Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые"» (Титу 1:10-12) – а это о ком? Об обрезанных, о Божиих, о верующих, уклонившихся от истины. «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Титу 1:13-14) – обличение (если воспринимается) приводит к здравомыслию и обретению духовного видения.

Апостол Павел обращается к галатийским верующим: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый?» (Гал. 3:1). «Несмысленные» – в оригинале «глупцы, глупые», «несмысленные» более мягко сказано. Павел, строго обличая, объясняет, почему так обращается к ним: не для того, чтобы огорчить, обвинить, но чтобы исправились. «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:14-15), чтобы он не был подавлен чрезмерной печалью.

Итак, обличение имеет целью покаяние, исправление. Обличение более присуще Новому Завету, потому что пришла благодать, преизобильная, научающая, пришел Дух Святой. Сколько сейчас духовной литературы, церквей, христианских теле- и радиоканалов! Это – благодать! Обличающая, наставляющая, призывающая к покаянию. Время осуждения еще придет, но сейчас нужно обличать. В первую очередь – самих себя. Приняв обличение, мы чему-то учимся, и тогда можем обличать кого-либо.

В заключение заглянем в Откровение 3:19: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». Каков же вывод? Осуждение и обличение – это совершенно разные категории. Поступающих неправильно нужно обличать. Мы – церковь, братья и сестры; если не мы сами, то кто подскажет нам, где мы неправы? Обличению может быть подвергнута абсолютно любая персона. Осуждение – имеет целью унизить человека, запугать, оно деструктивно по своей сути, а обличение мотивируется любовью. Обличить – это поставить диагноз и затем лечить, а осуждение – это морг. Обличение исцеляет, а осуждение не подразумевает лечения. Вот и вся разница.

Помолимся. Господь! Благодарим Тебя за слово Твое, которое Ты вкладываешь в наши сердца, за научение, которое даешь. Ты учишь нас, Боже, отличать осуждение от обличения, указываешь на причины и мотивы осуждения и обличения. Мы молим Тебя, Господи, обличай нас – обличай к созиданию, и исправлению, и восстановлению, обличай к праведности, к святости, к совершенству, к которому ведешь нас в Иисусе Христе. Учи нас, Господи, судить самих себя, обличать самих себя, чтобы нам не подпасть под суд Твой. Сохрани нас, Боже, в руке Твоей и исполни волю Твою в нашей жизни. Помоги нам, Господи, иметь смелость и других обличать, не судить, но обличать, чтобы церковь Твоя была созидаема Духом Твоим Святым во славу Твою. Благослови, Боже, пребывать в Тебе, в жизни Твоей, жить Тобою, наполняться Тобою. В Твои руки отдаемся, склоняемся перед Тобою, благодарим и славим Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

наверх