На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Можно ли разрушить дело Божие?

«… [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деяния 5:39)
«Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс. 113:11), – конкретное определение. Господня воля непреложна, и исполнится только то, что Господь запланировал. Да и аминь!

 

Авторитет Божий превыше всего; мы можем полагаться на него и иметь твердую надежду в том, что начатое дело Бог доведет до конца.

Павел молился: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь» (2 Тим. 4:18). Какая уверенность в Господе!

 

Нижеследующий отрывок говорит именно о непреложности воли Божией: «И было слово Господне к Иеремии: так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его, и также с левитами-священниками, служителями Моими» (Иер. 33:19-21). Господь утверждает, что невозможно разрушить установленное Им. Если Он закрыл – никто не откроет, если заключил – никто не освободит.

 

«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44), – пророчествует Даниил о Царстве Божием. Бог – высший авторитет, Он непременно исполнит то, что задумал. Это – основание Его завета.

 

В Библии есть мысли, противоречащие, на первый взгляд, друг другу, но если читать вдумчиво, глубоко вникая в смысл написанного, размышлять, обращаться к параллельным местам – как много Бог открывает! Прочтем из книги Деяния 5:34-39: «Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками». Что имел в виду Гамалиил? Скорее всего, что-то глобальное: то есть в частностях человек может противиться Богу, но отменить волю Его никто и ничто не в силах.

 

Можно ли разрушить дело Божие? Казалось бы, вопрос чисто риторический, но Апостол Павел пишет: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Римл. 14:20). Как пищей можно разрушить дело Божие? Оказывается, можно: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Римл. 14:15).

 

Бог дал человеку определенную власть, которою можно как созидать, так и разрушать: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:10), – услышал однажды пророк Иеремия голос Божий.

 

В Евангелии от Марка 13:34, через притчу, говорится, что верующий облечен властью от Бога: «Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать».

 

В Евангелии от Луки 10:19 Иисус обращается к ученикам Своим: «… се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам». Думается, что разговор идет о духовном. Мы можем наступать на царство тьмы, на дела диавола. Мы – свет мира; куда мы приходим, там диавол отступает, потому что мы – не одни, мы – со Христом. Разумеется, диавол не нас боится, а Того, кто в нас: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Иоан. 4:4).

 

В Евангелии от Матфея 10:8 звучит конкретное слово о призвании и служении последователей Христа, облеченных властью свыше: «… больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте».

 

Евангелие от Иоанна 1:12 сообщает нам радостное известие: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими», – вот еще какую власть мы имеем!

 

Имея власть от Бога, очень важно правильно этой властью распорядиться. Апостол Павел всячески подчеркивает позитивность власти от Бога: «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» (2 Кор. 10:8), «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (2 Кор. 13:10).

 

Слова Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия» обращены не к язычникам, но к верующим, которые имеют силу влиять друг на друга, созидая или разрушая тело Христово: «Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римл. 14:20-21). Евангелист Матфей пишет: «… а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (18:6-7). То есть мы обладаем реальной властью совратить кого-то с пути Господня, разрушая тем самым то, что Господь делает. Властью, данной нам Богом, мы должны созидать друг друга, созидать Церковь: «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Римл. 14:19).

 

Итак, можно ли разрушить то, что делает Бог? Возможно ли противостать воле Божией и помешать состояться тому, что задумал Бог?

 

Рассмотрим, в свете поставленного вопроса, несколько мест Священного Писания.

 

Написано: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Матф. 13:58), – вот яркий пример разрушения дела Господня.

 

Написано также: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Пр. 11:11), – наши слова имеют силу и власть, обладают способностью действовать и воплощаться. Своими словами мы можем построить, а можем сломать, можем оживить и можем умертвить: «Смерть и жизнь – во власти языка…» (Пр. 18:22). Можно сказать слово, даже пальцем человека не тронуть – но ранить его в самое сердце, пошатнув в этом сердце мир от Бога. Наши слова имеют огромнейшую силу, ими мы можем разрушить труд Божий.

 

Из отрывка, который мы прочитаем сейчас, можно увидеть, как созидаемое Господом человек может развалить также и своими действиями, своими собственными руками, даже несмотря на непреложность воли и всемогущество Его: «И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим – [дать вам], и сказал Я: "не нарушу завета Моего с вами вовек; и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте". Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд. 2:1-3).

 

По большому счету, за данной ситуацией (и за подобными) стоит диавол. Он сам не может разрушить завет Бога с Его народом, он – побежденный враг. Бог, заключив завет, сказал, что этот завет никто не в силах расторгнуть. Не имея возможности разрушить завет напрямую, сатана использует другие ходы, подталкивая человека на то или иное действие. Союз с туземцами как раз мог расторгнуть взаимоотношения с Богом. И народ Божий сделал этот шаг – вступил в союз с язычниками, в результате чего отступил от Бога своего и впал в идолопоклонство.

 

А вот еще о кознях диавольских: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр. 2:14), – не мытьем, так катаньем: не удалось с одной стороны напакостить Израилю, тогда Валаам научил, как сделать, чтобы избранный Богом народ все равно подпал под наказание. Ничего нового! История повторяется, принципы все те же. Диавол не дремлет, но ходит вокруг да около, стараясь развалить то, что делает Бог.

 

В Евангелии от Матфея 16:15-19 записано: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Иисус конкретно говорит, что построит нечто, чего никто не сможет разрушить, – Церковь Свою. Диавол тут как тут: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (ст. 21-23). Только что Петр произнес откровение Божие, и тут же хочет сбить Иисуса с толку – явно попытка диавола разрушить замысел Иисуса, используя Петра.

 

Интересно, что Писание дает пример поползновения купить власть от Бога за твердую валюту: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:18-19). Слава Богу, что в ответ ему прозвучало: «… серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20). Любой ценой диавол хотел бы получить этот сверхъестественный, реальный, видимый «дар Божий». Его цель и мотив – тотальный контроль. А если бы ему все же удалось через Петра получить эту власть? «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» (Иер. 48:10). Совершать труд Господень тяп-ляп, спустя рукава – это тоже своего рода разрушение замысла Божия; просить Его избавить от заслуженного наказания кого-либо – это значит извратить суд Господень, то есть разрушить планы Божии.

 

У пророка Иезекииля 44:6-8 можно прочитать: «И скажи мятежному дому Израилеву: так говорит Господь Бог: довольно вам, дом Израилев, делать все мерзости ваши, вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими. Вы не исполняли стражи у святынь Моих, а ставили вместо себя их для стражи в Моем святилище». Приобщать к святыне людей, не имеющих к ней никакого отношения, не может быть угодным Богу. Обращаться за помощью к нечестию – это заблуждение, это дать Господу повод разрушить дело Его.

 

Вышеупомянутый отрывок перекликается с: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:14-18) и с: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:21). Речь идет о несовместимых вещах, разрушающих дело Божие.

 

Следующие несколько мест Священного Писания покажут нам, что дело Божие может быть разрушено Самим Богом. Мы увидим также причины такого разрушения.

 

«Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было [ему] спасения. И Он навел на них царя Халдейского, – и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал [Бог] в руку его. И все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня, и сокровища царя и князей его, все принес он в Вавилон. И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили» (2 Пар. 36:14-19), – оказывается, Бог может допустить истребление народа, сожжение храма, уничтожение города – то есть разрушить дело Свое – за прегрешения руководителей.

 

«Не отрини [нас] ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами» (Иер. 14:21), – с такими словами обращается пророк Иеремия к Богу, вступаясь за согрешивший народ. В свое время так же ходатайствовал пред лицом Божиим пророк Моисей: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:31-32). Незадолго до этого Бог сказал Моисею: «… итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32:10). То есть Божий гнев, вплоть до истребления, может излиться и произвести глобальное разрушение за нечестие народа.

 

Бог имеет власть менять Свои планы, Свое мнение, и это необходимо учитывать. Вспомним историю о всемирном потопе. Бог создал прекрасную землю: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…» (Быт. 1:31), но когда беззаконие и растление захлестнули землю, Он безжалостно искореняет ее обитателей. Бога ничто не остановит: если в Его творение проникла нечистота, оно подлежит истреблению: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6:5-7).

 

Бог может разрушить Свое дело, когда видит, что Его народ поступает нечестиво. То есть мы, со своей стороны, можем способствовать этому разрушению, если грешим и делаем неугодное Господу.

 

Итак, во власти Бога разрушить созданное Им же Самим. В подтверждение: «Так скажи ему: так говорит Господь: вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню, – всю эту землю» (Иер. 45:4).

 

Господь создал ад, геенну огненную; человек, цепляющийся за нечестие, туда и попадет. Ад предназначен не для людей, но для ангелов; если же человек имеет в себе нечистоту и не собирается от нее избавляться, он пойдет в ад и будет там вместе с диаволом.

 

Итак, Господь неоднократно повторяет, что дал нам власть, и власть – на созидание: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12). Но эту власть, увы, можно использовать по-другому, о чем и говорит Апостол Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Петра 5:1-3). Вот и проблема вырисовывается: авторитаризм в Церкви Божией, со временем входящий в нормальный, привычный порядок – власть, сконцентрированная в одних руках. Все начинает трещать по швам – это Господь разрушает то, что стало неугодно Ему.

 

Используя власть, данную Богом, не по назначению, можно развалить Церковь. Церковь – это тело Христа, диавол же пытается войти в это тело, соединиться с Богом, любым способом стать причастником того, что Бог предназначил для спасенных людей: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:15-17). И вот какое извращение получается: соединяющийся с Господом – один дух с Ним, а соединяющийся с блудницей – одно тело с ней. Человек духом соединен со святым Богом, а телом – с нечистотой. Это приводит к разрыву с Богом.

 

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1 Кор. 3:16-17), – Апостол Павел конкретно говорит, что мы, то есть Церковь, есть храм Божий. Оказывается, храм Божий можно разорить. Бог не оставит без наказания того, кто это сделает, но разорить храм Божий теоретически можно.

 

Созидание храма, строительство Церкви – дело Божие. И вот это дело Божие диавол пытается разрушить. Над ним довлеет смерть, а мы свободны через жертву Христа; возможно, он хочет любой ценой перейти в эту свободу. С тех пор как Бог низверг сатану с небес, он прячется. Когда появился человек, которого Бог особо возлюбил и которому дал определенную власть, диавол укрылся в нем, поработив его себе. Тогда Бог делает следующий шаг: выводит человека из рабства смерти в славу сыновства (Римл. 8:21). Возможно, сатана и туда мечтает проникнуть, насколько это возможно.

 

Итак, воля Божия непреложна, но дело Божие может пострадать. Воля Божия исполнится в любом случае и во всей полноте, но там, где совокупность обстоятельств отвращает людей от Бога, дело Божие может придти в упадок. Интересное слово, в связи с этим, записано во Втором Послании Апостола Павла Тимофею 2:16-18: «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру». Вера – это Божий дар, один из плодов Духа Святого, нечто очень важное для нас: мы спасены через веру. Вера – это Божие дело: «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоан. 6:29). Веру действительно можно подорвать, пошатнуть, разрушить. Разрушение веры есть разрушение дела Божия.

 

Подводя итог нашим рассуждениям, основанным на слове Божием, мы можем констатировать, что дело Божие может быть разрушено. Во-первых, нашим неверием; во-вторых, нашими словами; в-третьих, нашими действиями. Дело Божие, кроме того, может быть разрушено Самим Богом, по причине отступления человека от Господа, от слова Его, от принципов Его.

 

В том-то и парадокс: воля Бога непреложна, она непременно исполнится. Но мы, противясь Его воле, расшатывая в себе и в других веру, можем разрушить дело Божие. За всякого рода богопротивлением стоит сатана, спеша использовать любую возможность помешать исполнению воли Божией – идет духовная война, поэтому апостол Павел советует: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:13-17).

 

Помолимся. Господь! Благодарим Тебя за назидание, за предостережение не противиться Твоей воле, не противостоять Тебе. Не допусти, чтобы мы оказались помехой в исполнении Твоей воли. Да будем мы сосудами, благопотребными на всякое доброе дело. Да будем мы в Твоей воле, в Твоих планах, в Твоих намерениях. Дай нам мудрости, Господи, где нужно – ожидать, где нужно – подниматься и двигаться, где нужно – отстаивать, где нужно – отойти в сторону. Веди нас, Боже, Духом Твоим, прославься и будь возвеличен даром Твоим. Мы склоняемся пред Тобою, благодарим за это наставление и просим: соверши, соверши в нас волю Твою, действие Твое и позволь нам быть работниками на ниве Твоей, сотрудниками Твоими. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

 

наверх