Первое имя, под которым Бог раскрывается в Ветхом Завете, - ЭЛОХИМ. В Бытие 1:1 читаем: "Вначале сотворил Бог (ЭЛОХИМ) небо и землю". Во Второзаконии 10:17 читаем: "Ибо Господь, Бог ваш, Бог богов (ЭЛОХИМ.) и Владыка владык, Бог великий, есть сильный и страшный..." Имя ЭЛ означает великий или могущественный и относится в Библии к Богу Всесильному.
Слово ЭЛОХИМ переведено в Ветхом Завете как "Бог". Окончание "хим" так же важно, потому что в еврейском языке указывает на множество, то есть три или более лиц.Бог-Творец (ЭЛОХИМ) раскрывается в Священном Писании и под другим именем - ЭЛ ЭЛИОН, которое переводится как Всевышний Бог. ЭЛ ЭЛИОН показывает Бога как высшего руководителя вселенной. Впервые это имя употреблено в Библии в Бытии 14:20: "И благословен Бог всевышний, Который предал врагов в руки твои". Он защитник и избавитель Своего народа. В псалме 77:35 читаем: "Бог - их прибежище, и Бог Всевышний (ЭЛ ЭЛИОН) - избавитель их".
Стихи, приведенные ниже, показывают всемогущество ЭЛ ЭЛИОНА..
Втор. 32:39; Дан. 2:20-23, 4:31 -32; Ис. 5:5-7,14:24,27,45:6-7,46:9-11;
1 Цар. 1:5-6, 2:6-10; Иов 1:6-12,2:1-10; Иоанна 19:10-11; Лук.22:31
Еще одно имя дано Богу в Священном Писании - ЭЛ РОИ, переводимое как "Видящий Бог". Он одновременно присутствует во всех точках земли. В псалме 10:4 говорится: "Очи Его зрят, вежды Его испытывают сынов человеческих".
Первое упоминание в Библии имени ЭЛ РОИ мы встречаем в тот момент, когда Бог интересуется судьбой Агари и говорит ей, что необходимо сделать, чтобы не пропасть.
ЭЛ ШАДДАЙ - Всесильный Бог.Впервые в Библии имя Бога ЭЛ ШАДДАЙ появляется в Бытии 17:1-3. Когда Бог начал говорить с Аврамом, последний пал ниц пред Ним.
Слово "Эл" означает "Бог", слово "Шаддай" - "Всемогущий". Библейский словарь дает следующие определения: "слово ШАДДАЙ означает силу, но не разрушающую силу, а защищающую, и состоит из двух слов: ШАДД означает на древнееврейском языке "грудь" или "дарующий". Таким образом, ЭЛ ШАДДАЙ показывает Бога, дарующего благословения - материальные и духовные".
Поскольку Бог раскрывается как Всемогущий, или ЭЛ ШАДДАЙ, Он заслуживает полного нашего повиновения и послушания, потому что Он есть и АДОНАЙ, что значит "Господин и Владыка".
Имя "Господь" показывает, что Бог является Хозяином всех людей и всего окружающего их мира, а следовательно, и человеческая воля должна подчиниться Ему.
Впервые в Библии слово АДОНАЙ мы находим в Бытии 15:2.
Из всех имен, относящихся к Богу, имя ЯХВЕ чаще всего встречается в Ветхом Завете - 6823 раза. Впервые имя ЯХВЕ использовано в Библии в Бытии 2:4, а именно, рядом с другим именем - ЭЛОХИМ.
Имя ЯХВЕ происходит от слова "havah", означающего "быть" или "становиться". Таким образом, имя ЯХВЕ, указывает на сущность Бога в Самом Себе, что Он не зависит ни от кого и ни от чего в Своем бытии, которое длится из вечности в вечность.
В главе 3 Исхода мы находим, быть может, наилучшее описание имени ЯХВЕ. Стоя перед горящим кустом, Моисей впервые встречается с Богом и задает следующий вопрос: "Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есть Сущий (ЯХВЕ). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род" (Исход 3:13-15).
ЯХВЕ есть Бог, который живет в Себе Самом, так как называет Себя: "Я есть Сущий". Он вечный Сущий, Альфа и Омега (первая и последняя буква в греческом алфавите, с использованием которого был написан Новый Завет: ничто не существует ни до Него, ни после Него), Он есть Тот же вчера, сегодня и вечно.
Бог раскрывается в Священном Писании не только под именем ЯХВЕ, но и под другими именами: ЯХВЕ-ИРЕ, ЯХВЕ-ЦИДКЕЙНУ, ЯХВЕ-НИССИ, ЯХВЕ-РАФА, ЯХВЕ-ШАЛОМ, ЯХВЕ-САВАОФ, ЯХВЕ-ШАММА, ЯХВЕ-МЕ-КАДДИШКЕМ.
Что означает каждое из имен? Все они состоят из имени ЯХВЕ, вторая же часть указывает на одну из черт, присущих Богу, таких как: любовь, щедрость, жертвенность по отношению к Своему творению. составное имя ЯХВЕ - ЯХВЕ-ИРЕ, которое означает "Бог усматривающий". Это имя мы находим в Бытии 22:1-19, оно использовано тогда, когда Аврааму, отцу верующих, необходим был Бог, может быть, более, чем когда-либо.
Еще одно имя, посредством которого Бог раскрывается в Священном Писании, - ЯХВЕ-РАФА, то есть Господь исцеляющий( Исход 15:22-27)
Во Второзаконии 32:39 находим: "Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей".
4 Царств 20:1,4,5, 2 Паралипоменон 7:14, Исайя 19:22; 53:5,Иеремия 30:15-17,Осия 5:14 - 6:1,Псалом 146:3,Псалом 102:1-3Матфея 8:16,17,Луки 4:18-19,1 Петра 2:24-25.
ЯХВЕ-НИССИ, что значит "Бог - ЗНАМЯ мое" (Исход 17:15).
Далее Бог раскрывается детям Своим под именем ЯХВЕ-МЕКАДДИШКЕМ, которое в переводе означает "Господь, Который освящает".
(Исход 31:13)
Евреям 10:10-14 Иоанна 17:15-131 Фессалоникийцам 4:3-8,5:23 Ефесянам 5:25-27 2 Петра 1:4
Во времена Судей, Бог раскрылся как ЯХВЕ-ШАЛОМ или "Господь есть мир".Он раскрылся Гедеону, молодому человеку из никому не известной семьи, из рода Минаса. (Судей 6:1-5) В Исайи 9:6 мы видим замечательный завет: "Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира". Господь Иисус Христос и есть ЯХВЕ-ШАЛОМ, мир наш, Тот, Который примирил нас с Отцом Небесным, и поэтому мы можем предстать перед Ним без страха. Апостол Павел пишет: "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа" (Римлянам 5:1).
Левит 26:3-6 Числа 6:22-27 Иеремия 29:11 Исайя 26:3-4
48:18 Псалом 118:165 Филиппийцам 4:4-9
ЯХВЕ-САВАОФ, что значит Господь сил.раскрывался детям Израиля, когда они находились в таких обстоятельствах, из которых сами выйти не могли. Бог впервые выступает под этим именем в Первой книге Царств. До тех пор народ Израиля не осознавал, что только Господь сил может спасти их от врагов, и не взывал о помощи к Нему. Но позже, с помощью пророков Исайи, Иеремии, Амоса, Аггея, Захарии и Малахии, мы узнаем, что народ призывает Господа сил. Имя Господа сил (ЯХВЕ-САВАОФ) встречается пятьдесят два раза в сороках главах пророка Захарии и восемьдесят три раза в пятидесяти двух главах книги Иеремии.
1 Царств 1:1-3,6,7,10,11; 4:3-4, 10-11;17:42-47 ;Иеремия 20:11-13
ЯХВЕ-РОЭ, что в переводе означает "Господь есть Пастырь мой". Псалом 22 начинается истиной, показывающей, насколько значим для детей Господа тот факт, что у них есть ЯХВЕ-РОЭ (Пастырь). "Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться" (Псалом 22:1). Далее псалом раскрывает, почему ни в чем не нуждаются те, чьим Пастырем является ЯХВЕ-РОЭ. Прочти этот псалом и запиши все, что делает Пастырь для овец Своих. Подчеркни слова "ради имени Своего". Не забывай: Пастырь всегда исполняет то, что обещал. Слово Господа остается в веках, потому что Бог есть Слово.
Иоанна 10:1-17,26-36 1 Петра 2:2 Евреям 5:13-14 2 Тимофея 1:7,3:16-17 Второзаконие 8:3 1 Иоанна 4:16-18 Псалом 55:4,5 Матфея 6:12,14,15 ,5:23,24,44, 45, 48 Филиппинцам 2:3-8, 4:6-92 Коринфянам 10:3-5 Исайя 26:3 Псалом 22:6
ЯХВЕ-ЦИДКЕЙНУ, или "Бог оправдание наше". Раскрываясь подобным образом, Бог обещает новый завет, завет благодати, который рождает в человеке новое сердце, послушное Богу (смотри Иеремию 31:31-34; Матфея 26:26-28; Евреям 8:6-13, Иеремию 23:1-6, где впервые произносится имя ЯХВЕ-ЦИДКЕЙНУ).
ЯХВЕ-ШАММА - "Господь здесь".
Имя ЯХВЕ-ШАММА мы встречаем в последнем стихе книги пророка Иезекииля, где оно употреблено в связи с царством Господа Иисуса Христа. "...А имя городу с того дня будет: Господь там" (Иезекииль 48:35)
Колоссянам 3:1-3 Филиппийцам 3:7-81 Фессалоникийцам 1:9-10 2 Тимофею 2:3-4 2 Коринфянам 4:11,16-18 Евреям 11:25-27 Псалом 72:23-28 Иезекииль 6:9 - 7:7 Исход 13:20-22, 20:1-6 23:20-22 34:12-17 40:34-38, Осия 1:1,2,5 5:13-15, Судей 6:14-16 1 Царств 4:6-7 Исайя 63:9 Псалом 131:8,13,14 2 Паралипоменон 7:1-5 Иезекииль 8:3-6,17,18,10:4-19, 11:16-19,11:22,23
Богу принадлежит имя КАННА, или Ревнитель.
После того, как, к сожалению, Бог покинул Свой народ в Ветхом Завете, Он все-таки снизошел к людям в лице Господа Иисуса Христа, Который есть ЯХВЕ-ШАММА, Бог присутствующий. Господь Иисус Христос находился среди нас как: АДОНАЙ, ЯХВЕ-ИРЕ, ЯХВЕ-РОЭ, ЯХВЕ-НИССИ, ЯХВЕ-ЦИДКЕЙНУ, ЯХВЕ-САВАОФ, ЯХВЕ-РАФА, ЯХВЕ-МЕКАДДИШКЕМ, ЯХВЕ-ШАЛОМ.
"Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Иоанна 1:11). Народ знал Ветхий Завет, знал имя Бога, но все же отверг Господа Иисуса Христа, Яхве во плоти. Друг мой, я хотел бы спросить тебя: как ты ведешь себя по отношению к Нему? Кто Он для тебя?
Да соделает Господь так, чтобы мы жили в свете познания того, каким Он раскрывается на страницах Священного Писания.